Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы цикличности






Принцип цикличности тренировочного процессаобъясняется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие обра­зование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня физической подготовленности и состояния спортивной формы. Иначе дан­ный принцип можно сформулировать как принцип ритмичности тренирую­щих воздействий. Ритмам природы подчинены биоритмы человека (суточные, месячные ритмы, биоритмы физической, интеллектуальной и эмоциональной активности). С астрономическим календарем согласуются календари между­народных и внутренних соревнований.

Ритм определяется повторностью элементов, составляющих его структуру. Гимнасты изо дня в день повторяют упражнения во всех видах многоборья. Циклами организуются попытки и подходы гимнастов для выполнения отдель­ных заданий в каждом виде многоборья.

В виде цикла упражнений организуется занятие по СФП круговым спо­собом. Каждый тренировочный день уже являет собой маленький цикл, от­носительно замкнутый кругом задач, типичных для одного дня тренировки. Более масштабен цикл недельной работы — микроцикл тренировки. Ряд микроциклов составляет среднюю по масштабам перспективного планирова­ния структуру — мезоцикл (этап, период подготовки). И, наконец, — макро­цикл, охватывающий полгода, год и несколько лет тренировки.

Модель цикла — замкнутого круга — хорошо подходит для организации и структурирования планов подготовки. Но кругооборот различных циклов, этапов, периодов (от «микро» до «макро» масштабов) не предполагает пол­ную замкнутость, изолированность каждого из циклов.

Для характеристики содержательной стороны цикличной структуры боль­ше подходит модель развития по спирали. Ведь еще древним философом сказано: «Нельзя ступить в одну реку дважды». В витках этой спирали отра­жается динамика процесса тренировки, направляемой либо «вверх» по спи­рали — для достижения более высокого уровня подготовленности, либо вниз — при желании уменьшить эти показатели.

Цикличность есть относитель­но законченный кругооборот отдельных звеньев тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), повторяющихся поочередно во времени. Этот принцип реализуется при построении и организации тренировки. Суть его состоит в том, что весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев (отдельного занятия) до этапов многолетней тренировки — дол­жен строиться в форме циклов. Различают:

 

1) малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2—
3 до 7—10 дней;

2) средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до
5—6 недель;

3) большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от
3—4 до 12 месяцев и более (например, полугодичные, годичные и четы­-
рехлетние (олимпийские) циклы).

Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдуще­го. Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, мето­ды, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс.

Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.

По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти- шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годичного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на- грузкам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнованиях и последующей утраты.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал