Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы цикличности
Принцип цикличности тренировочного процессаобъясняется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня физической подготовленности и состояния спортивной формы. Иначе данный принцип можно сформулировать как принцип ритмичности тренирующих воздействий. Ритмам природы подчинены биоритмы человека (суточные, месячные ритмы, биоритмы физической, интеллектуальной и эмоциональной активности). С астрономическим календарем согласуются календари международных и внутренних соревнований. Ритм определяется повторностью элементов, составляющих его структуру. Гимнасты изо дня в день повторяют упражнения во всех видах многоборья. Циклами организуются попытки и подходы гимнастов для выполнения отдельных заданий в каждом виде многоборья. В виде цикла упражнений организуется занятие по СФП круговым способом. Каждый тренировочный день уже являет собой маленький цикл, относительно замкнутый кругом задач, типичных для одного дня тренировки. Более масштабен цикл недельной работы — микроцикл тренировки. Ряд микроциклов составляет среднюю по масштабам перспективного планирования структуру — мезоцикл (этап, период подготовки). И, наконец, — макроцикл, охватывающий полгода, год и несколько лет тренировки. Модель цикла — замкнутого круга — хорошо подходит для организации и структурирования планов подготовки. Но кругооборот различных циклов, этапов, периодов (от «микро» до «макро» масштабов) не предполагает полную замкнутость, изолированность каждого из циклов. Для характеристики содержательной стороны цикличной структуры больше подходит модель развития по спирали. Ведь еще древним философом сказано: «Нельзя ступить в одну реку дважды». В витках этой спирали отражается динамика процесса тренировки, направляемой либо «вверх» по спирали — для достижения более высокого уровня подготовленности, либо вниз — при желании уменьшить эти показатели. Цикличность есть относительно законченный кругооборот отдельных звеньев тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), повторяющихся поочередно во времени. Этот принцип реализуется при построении и организации тренировки. Суть его состоит в том, что весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев (отдельного занятия) до этапов многолетней тренировки — должен строиться в форме циклов. Различают:
1) малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2— 2) средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до 3) большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдущего. Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, методы, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс. Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект. По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти- шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки. Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годичного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на- грузкам в процессе его эндогенного развития. В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнованиях и последующей утраты. Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.
|