Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример 1 осуществления комплексной оценки торгового предприятия
Состояние фирмы характеризует размещение и использование средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающими показателями. Получение прибыли фирмой является основанием для ее распределения и последующего использования. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов, а также в отчете о прибылях и убытках. Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Таблица 1- Данные о ценки платежеспособности магазина
Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0, 2 – 0, 5. Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютный показатель ликвидности магазина 0, 14 – 0, 08, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить краткосрочные обязательства только на 8%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности. Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности 0, 45 – 0, 37. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Из таблицы 1 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательств выше, чем соотношение 1: 1 (2012г. – 1, 08; 2013г. – 1, 112; 2014г. – 1, 10). Это говорит о том, что магазин в общем, располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств. Таблица 2- Оценка финансовой устойчивости магазина
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Данные таблицы 2 показывают, что только 9 – 11% оборотных активов магазина финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2012г. – 0, 11; в 2013г. – 0, 11; в 2014г. – 0, 09). Коэффициент маневренности собственных средств характеризует степень мобильности (гибкость) использования собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала). Коэффициент маневренности собственных средств в 2012г. и 2013г. составил 0, 12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2014г. данный коэффициент составил 0, 13%. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0, 01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия. Коэффициент автономии предприятия показывает долю собственников в общей сумме капитала, инвестированного в деятельность предприятия, т.е. характеризует его независимость от внешних источников финансирования. Данные таблицы 2 характеризуют достаточную независимость предприятия от внешних источников финансирования в 2012 и 2013 гг. (коэффициент автономии выше 0, 5). В 2014 г. наметилась негативная тенденция, т.е. доля собственников в общей сумме капитала составляет лишь 44%. Имея данные магазина табл.3 выполним анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина за 2012-2014гг. (в сопоставимых ценах). Таблица 3– Данные основных экономических показателей ФХД магазина
Таблица 4–Расчет отклонений и темпов роста по годам
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов. В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно: – убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности; – недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации; – затраты по содержанию законсервированных объектов; – отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; – некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов); – судебные издержки и арбитражные сборы и другое. В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. 2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж. 3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли. В магазине основным источником прибыли является прибыль от реализации. Таблица 5 – Данные для анализа и оценки состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли магазина за 2014г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Таблица 6– Расчет изменений показателей
Как показывают данные таблицы 6, наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110, 7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10, 7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации. Фактическая прибыль от реализации в 2014г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р. Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения. Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках. Таблица 7– Данные для анализа и оценки прибыли от реализации
Таблица 8 –Анализ прибыли от реализации товаров в магазине, тыс. руб.
Для анализа и оценки показателей прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.
(1542 х 4, 48%): 100% = 69, 1 тыс.руб.
(182842 х 0, 73%): 100% = 1334, 7 тыс.руб.
(182842 х 0, 07%): 100% = 127, 2 тыс.руб. Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения. 69, 1 + 1334, 7 + 127, 2 = 1536 тыс.руб. Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности: 1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2014 г. и плановой суммой прибыли. 8184 – 6648 = 1536 тыс.руб. 2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2000 г. к плановой. (8184: 6648) х 100% = 133, 63 % 3. Прирост прибыли в сумме в 2014 г. по сравнению с 2013 г., как их разность. 8184 – 3496 = 4688 тыс.руб. 4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2014 г. к фактической сумме прибыли 2013 г. (8184: 3496) х 100 = 234, 09% 5. Фактический уровень рентабельности за 2014 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота. (8184: 182842) х 100% = 4, 48% 6. Плановый уровень рентабельности на 2014 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту. (6648: 181300) х 100% = 3, 67% По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности: 0, 81% (4, 48 – 3, 67) 7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода. 4, 48 – 3, 32 = 1, 16% Уровень в 2014 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1, 16 %.
|