Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии и приемы развития фантазии и творческого мышления⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
(разработка Друбецкой Л.А.).
Фантазия, воображение, сочинительство – это уникальная способность, которая присуща человеку. Она заключается, прежде всего, в умении создавать мысленные образы (мыслеформы) и комбинировать их. Для ребенка фантазировать естественно. Наша задача не только не дать этому качеству угаснуть, но и развить его в позитивном ключе. Надо успеть поддержать в ребенке эту удивительную способность ума творить с помощью мыслей. Однако для того чтобы развить фантазию ребенка, сам взрослый должен быть творческой личностью, с развитым воображение, гибким, оригинальным мышлением. Этой цели развития воображения, фантазии и творчества служат технологии и технологические приемы развития творчества, которые мы предлагаем не только детям, но и педагогам и родителям. Мы хотим не просто развить фантазию участников мастерской, но научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать им в руки технологии для развития качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и эффективно решать возникающие проблемы. В мастерской рассматриваются следующие технологические приемы развития фантазии и творческого мышления. 1.Вопросы, как форма активизации творческого мышления ребенка Также как телу нужно переключаться с одного вида упражнений на другие, с одного, так и уму требуется " гимнастика" в виде вопросов и загадок. Пусть вопросы и загадки станут для вас школой развития фантазии. 1. Вопросы на развитие образного мышления, воображения. " На что похоже? " " Как выглядит? " (на что похоже это облако, гора, веревка и т.п.) 2. Вопросы на осмысление явлений окружающего мира, человеческой природы, событий. " Для чего? " (для чего дети ходят в школу?) " Что такое? " (Что такое свет?) " Что значит? " (Что значит угрожать?) 3. Вопросы на осознание своего поведения, поведения других людей. " Что ты будешь делать? " " Что он сделает? " (Что ты будешь делать, если из тучи посыпятся яблоки? Что в этом же случае будет делать Баба-Яга, Иванушка - Дурачок, Доктор-Айболит?) 4. Вопросы на выявление причинно-следственной связи " Что будет? " (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если трамвай начнет петь?) 5. Вопросы на аналитичность мышления. " В чем различие и в чем сходство? " (В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы? и т.д.) 6.Вопрос " И вдруг что-то случилось". 2. Приемы развития фантазии «Придумай загадки» 1. Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления: -в форме стиха; в форме фразы; в форме сказки; Пример: «Сказка-Загадка про ЭТО». «ЭТО живое и ласковое однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое». Кто были эти двое? 2. Придумай графические загадки Угадай, что нарисовано, и дорисуй недостающие детали: - на основе линии любой формы; - на основе геометрической фигуры; - на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное;) - на основе целого нарисуй частное (нарисована машина, дорисуй недостающие детали). 3. Придумай загадки звуковые: - какой инструмент звучит? - какое произведение? - какой композитор? - какая ассоциация возникает? 4. Придумай загадки литературные: - из какой сказки (какого произведения) отрывок? - какие произведения этого автора ты знаешь? (указывается фамилия автора) - каким может быть другим конец этой сказки? 5. Придумай загадки конструкторские (из бумаги, проволоки, бисера, ткани и др. материалов). На что похожа эта композиция? 6. Придумай загадки пластические (изобрази пантомимой). - какое слово задумано? - какая сказка показана? и т.п. 7. Придумай загадки – игры. Примеры: А. Загадка – игра «Царь и гости» (участвуют царь со свитой и гости) Гости - Здравствуй, царь - Государь! Прибыли к тебе гости не с сыром, а с миром. Объехали все страны, много видали, еще больше слыхали. Вот тебе загадка. Отгадаешь, получишь пирог сладкий Гости показывают пластическую загадку «что бы это значило?», царь и свита отгадывают) Б. Загадка – игра «В зоопарке» (участвуют две команды) 1 команда - Где вы бывали? 2команда - В зоопарке. 1 команда - Кого видали? 2 команда - Отгадайте-ка. Дети одной команды показывают пластическую загадку, другая команда угадывает, а затем они меняются местами. Вариант игры: вместо «зоопарка» произносится «в магазине», на «льдине», «в Антарктиде» Упражнения фантазии «Что было бы, если?» - Что было бы, если заговорили деревья? - Что было бы, если все время шел дождь? - Что было бы, если у тех, кто ругается, вырастали заячьи уши? - Что было бы, если у детей не было карманов? - Что было бы, если весь мусор, который ты бросил, прилеплялся к одежде? - Что было бы, если все чужие вещи, которые кто-то взял себе без спроса, выстраивались хвостом за этим человеком? - Что было бы, если все умели летать? Упражнения фантазии «Фантазейки». Придумайте свои фантазейки. 1. «Фантазейки в доме». «Дверь, которая открывается сама и произносит: «Прошу!» «Игрушки, которые сами убираются». «Летающая кровать» и др. 1. «Фантазейки в магазине» «Вместо продавцов – куклы Барби». «Покупателю выплачиваются деньги за то, что он покупает». Придумайте свои фантазейки по темам: театр, автобус, парк, машина и другие.
Упражнения «Образная пластика и развитие воображения» Образная пластика (О.П.) – мысленное отождествление себя объектоми представлениеобъекта с помощью тела. О.П. строится на образах, задаваемых педагогом или на основе сказки, просмотренных картин или наблюдений детей. О.П. проводится как отдельное занятие либо в виде упражнений, включенных в другие занятия как момент отдыха. Главные темы О.П.: Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.) И зобразите: - состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны; - особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки; - действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; - взаимотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист и т.п.) - облачного человечка, огненного, деревянного и т.п.; - аквариум, из которого забрали всех рыб; - фонарь, который то светится, то гаснет; - потерянную иголку. Упражнения «Мысленное рисование-письмо» 1.Нарисуйте на внутреннем экране точки: одну точку, две, три, а теперь – одну красную точку, две зеленых точки и т.д. 2. Нарисуйте на внутреннем экране геометрические фигуры: треугольник, квадрат, желтый круг и т.п. 1. Нарисуйте на внутреннем экране буквы: А, Б, О, а также предметы, явления природы и т.п.
|