Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы долевого финансирования основанные на модели участия финансиста в капитале или собственности клиента






По мнению идеологов и авторитетных экспертов индустрии исламских финансов эта группа механизмов является наиболее предпочтительной для использования, с точки зрения того, что они в большей степени соответствуют принципам Ислама. Более подробно мы рассмотрим данное мнение после разъяснения сути данных операций.

«Мудараба» – по своей сущности является доверительным управлением капиталом. В соответствии с механизмом мудараба осуществляется передача капитала одной стороны под управление другой стороне, при котором в случае положительного финансового результата прибыль делится в заранее оговорённых соотношениях, а в случае отрицательного - собственник капитала несёт убытки, а управляющий остаётся без вознаграждения за свой труд. Необходимо отметить два существенных условия данного контракта:

§ Собственник капитала не должен вмешиваться в управление, хотя может поставить условия, в рамках которых оно должно осуществляться.

§ Ответственность собственника ограничена размером его вклада.

Посредством данного механизма исламские финансовые институты осуществляют как привлечение вкладов, так и вложение мобилизованных средств. Привлекая финансовые ресурсы посредством мудараба финансовый институт выступает в качестве управляющего, а вкладчик в роли собственника капитала. Прибыль полученная в результате управления капиталом делится между финансовым институтом и вкладчиком в заранее определённом соотношении, которое должно оговариваться в рамках договора вклада.

В активных операциях же исламские финансовые институты используют данную модель предоставляя капитал своим контрагентам на реализацию какого-либо коммерческого проекта. В связи с тем, что, как было отмечено ранее, существенным условием данного контракта является то, что собственник капитала не имеет права вмешиваться в управление капиталом, его использование ограничено. Как правило оно применяется при финансировании оборотного капитала производственных или торговых предприятий, когда на полученные деньги предприятие закупает сырьё, материалы или товары, которые в последующем используются для производства конечного продукта или перепродажи. Полученная в результате данной деятельности прибыль делится в заранее оговорённом соотношении между финансовым институтом и предприятием. В случае неудачной реализации данной деятельности в силу объективных обстоятельств (как например изменение рыночных цен на производимый/реализуемый товар, падение спроса и т.п.), убытки принимает на себя финансист соразмерно сумме вложенного капитала. Однако если же убытки были получены в результате недобросовестного или халатного поведения со стороны предприятия, то убытки должны быть отнесены на его счёт.

Что касается финансирования уставного/акционерного капитала, то в данном случае исламские финансовые институты предпочитают использовать другие механизмы финансирования, речь о которых пойдёт ниже.

«Шарикат аль-'акд», или «мушарака» – долевое партнёрство, которое может быть представлено различными вариантами: совместное участие в капитале, простое товарищество, трудовое товарищество, торговое товарищество. В рамках деятельности исламских финансовых институтов как правило, используется модель совместного участия в капитале предприятия. В этом случае банк, совместно с клиентом вкладывается в капитал коммерческого предприятия на условиях распределения между собой прибылей и убытков. Необходимым условием является заранее определённое соотношение в распределении прибыли, которое основывается на размере вклада капитала и труда. Исламские финансовые институты могут выступать в качестве пассивных партнёров, вкладывая лишь капитал, а управление передавая клиентам, которые таким образом вкладывают как капитал, так и труд. В этом случае, по мнению ряда исламских учёных-правоведов, доля исламского банка в прибыли не должна превышать его долю в капитале. Так же исламский финансовый институт может выступать и в качестве активного партнёра, принимая участие в бизнесе не только посредством вложения капитала, но и участием в управлении, используя накопленные знания и навыки. Распределение же убытков в любом случае должно происходить соразмерно вкладу каждого из партнеров в капитал.

Как правило, исламский финансовый институт осуществляя вложения посредством данного механизма, предполагает для себя постепенный выход из финансируемого им проекта. Поэтому он берёт одностороннее обязательство с предпринимателя по выкупу своей доли, либо же продаёт её третьим лицам (посредством размещения акций на фондовом рынке или продаже крупному инвестору). В случае, если выход инвестора из проекта осуществляется посредством обязательства выкупа со стороны предпринимателя, существенным условием является то, что цена по которой будет осуществляться выкуп не может оговариваться заранее (на момент заключения договора финансирования), так как в этом случае финансист получает возможность переложить с себя риски данного проекта на предпринимателя, заложив в выкупную цену желаемый для себя возврат капитала.

По сути данная форма шарикат аль-'акд на сегодняшний день имеет очень близкий аналог в традиционных финансовых отношениях, а именно прямые инвестиции. Отличие может заключаться лишь в некоторых условия контракта, как например упомянутый запрет на установление выкупной цены долей финансового института в момент заключения договора финансирования.

Как уже отмечалось выше, ключевые идеологи и эксперты отрасли считают, что с точки зрения Ислама подобные (долевые) модели финансирования бизнеса являются наиболее предпочтительными. Это суждение имеет основу как в прямом доводе из Сунны, так и в производных доводах «аль-масалих аль-мурсаля». В священном хадисе приводится, что Пророк передал слова Всевышнего:

«Если двое людей становятся деловыми партнерами, то Я становлюсь третьим и остаюсь с ними до тех пор, пока один из них не совершит мошенничество против другого. Если же один из них совершает мошенничество, то Я покидаю их».

Партнёрство подразумевает взаимную ответственность партнёров за результаты ведения бизнеса и кооперацию в его реализации, что однозначно соответствует принципам долевого финансирования.

С точки зрения же принципа «аль-масалих аль-мурсаля» выдвигаются следующие доводы в приоритетности долевого финансирования:

1. Долевое финансирование означает для финансиста разделение прибылей и убытков предпринимателя, то есть принятия на себя рисков, связанных с его бизнесом. Предприниматель же несёт лишь риск потери вложенного в дело труда и собственных финансовых вложений (если они имеются). Таким образом, в случае убытка предприниматель не попадает в долговую каббалу и не ставится перед необходимостью расплачиваться по долгам либо имуществом предприятия, разрушая таким образом бизнес, либо собственным имуществом.

2. Устанавливается прямая связь между финансовым и реальным сектором экономики. Доходы финансового сектора напрямую определяются исходя из доходов реального, и, в случае спада экономического цикла, последствия для реального сектора оказываются не столь трагичными.

3. При долевом финансировании вложение финансовых ресурсов осуществляется исходя из перспективности бизнеса, а не уровня его текущей платёжеспособности. Это означает два важных последствия что финансирование должно будет осуществляться в наиболее перспективные проекты и сектора экономки, так как успех финансового института напрямую зависит от его умения оценивать перспективность бизнеса.

4. Создаются равные возможности участия в предпринимательской деятельности для всех членов общества, вне зависимости от их текущего достатка. При долевом финансировании такой фактор как залоговое обеспечение играет весьма незначительную роль, так как его условия не предполагают наличия долговых обязательств в случае неисполнения которых предполагается взыскание залога. Это означает появление доступа к возможности получения финансирования для более широких слоёв общества, а не лишь для узкой группы людей, которые уже имеют достаточно богатства, чтобы покрыть платежи по коммерческому займу.

5. Стимулируется развитие кооперации и взаимопомощи между финансистом и предпринимателем. Модель долевого финансирования означает для финансиста прямую заинтересованность в успехе финансируемого им бизнеса. Поэтому у него появляется однозначный стимул в содействии развития финансируемого бизнеса — в результате самыми успешными финансистами становятся те, кто вкладывается в наиболее перспективный бизнес и вносит наилучший вклад его развитие.

Другим видом долевого финансирования является «мушарака аль-мутанакисах». Его смысл заключается в том, что клиент и финансовый институт совместно покупают какой-либо базовый актив (недвижимость, машины, оборудование) становясь совместными собственниками на него. Клиент пользуется этим активом, за что осуществляет арендную плату финансовому институту соразмерно его доле в этом активе. Параллельно клиентом осуществляется выкуп доли финансиста в базовом активе на периодической основе, в результате чего размер арендной платы постоянно уменьшается соразмерно уменьшению доли финансиста в базовом активе, до тех пор пока клиент полностью не выкупит долю финансиста. Таким образом этот механизм осуществляется в несколько этапов:

1. Клиент и финансовый институт совместно приобретают имущество, которое переходит к ним на правах долевой собственности.

2. Финансовый институт сдаёт в аренду клиенту свою долю в этом имуществе.

3. Клиент параллельно выкупает по частям долю финансового института в заранее оговоренном порядке.

Данный метод в основном распространён в жилищном финансировании и получил широкое распространение среди исламских финансовых институтов западных стран (Англия, Канада и США). Что примечательно, считается что впервые данный метод был использован в жилищном финансировании именно на Западе, в Канаде, в созданном мусульманами-эмигрантами жилищном кооперативе Islamic Co-Operative Housing Corporation.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал