![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Кадры, производительность и оплата труда
Структура кадров на предприятии Персонал является одним из основных факторов производства, определяющих эффективность функционирования организации (предприятия). Одним из важных вопросов является определение рационального состава, структуры и квалификации персонала в полном соответствии с областью деятельности и особенностями продукции предприятия. Все работающие в организации (предприятии) делятся на две группы: промышленно-производственный персонал, занятый или непосредственно производством, или его обслуживанием; и персонал непромышленных организаций (непромышленный персонал) к которому относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, детских, спортивных, медицинских учреждений, домов культуры, принадлежащих предприятию. В свою очередь, промышленно-производственный персонал в зависимости от различных признаков делится на категории и группы. В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие категории работников: рабочие (основные и вспомогательные), т. е. работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей (оказанием услуг, выполнением работ), и обслуживанием производственных процессов; руководители – это работники, выполняющие административно-распорядительные функции по управлению предприятием или его подразделениями; специалисты – это работники, обеспечивающие подготовку, разработку организационных и управленческих решений и осуществляющие текущее наблюдение за ходом их выполнения, служащие – работники, осуществляющие первичные финансово-расчетные и учетные операции, а также оформление документации; работники вневедомственной и пожарной охраны, а также младший обслуживающий персонал, обеспечивающий поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории организации (предприятия). По уровню квалификации выделяют группы рабочих по тарифным разрядам в зависимости от сложности выполняемых ими работ и группы руководителей и специалистов по категориям и занимаемым должностям. Структура кадров характеризируется соотношением различных категорий и групп работников в их общей численности.
Функции отдела кадров. Системы трудоустройства, подготовки и повышения квалификации кадров Любая организация – это социальная система, где люди работают совместно для достижения общих целей. Управление персоналом – это область знаний и практической деятельности, которая направлена на своевременное обеспечение организации персоналом и его оптимальное использование. Современная концепция управления персоналом рассматривает людей и сотрудников в качестве главного конкурентного богатства компании, которое надо размещать, развивать, мотивировать, чтобы достичь стратегических целей компании. Задачи управления персоналом: 1. Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками. 2. Эффективное использование способностей персонала. 3. Совершенствование методов оценки деятельности персонала и его аттестации. 4. Совершенствование мотивационных систем персонала. 5. Сохранение благоприятного морального климата. 6. Управление внутриорганизационным движением персонала, управление карьерой. 7. Обеспечение высокого уровня жизни персонала и другие. Задачи отдела кадров:
Функции отдела кадров:
Поиск, подбор и отбор персонала тесно связаны со всеми функциями кадровой политики и оказывают на них непосредственное влияние (рис. 2).
Рисунок 2 – Найм персонала в системе функций кадровой политики Планирование трудовых ресурсов. Методы расчета численности работающих Численность работников в целом по организации (предприятию) определяется исходя из потребностей в каждой категории персонала в соответствии с трудоемкостью годового объема товарной продукции, годовым фондом рабочего времени, технологией производства, характером выполняемых функций и их трудоемкостью и другими факторами, а также имеющейся численностью персонала. На практике различают явочную и списочную численность персонала. Явочная численность определяется на основе фактической численности работников. Списочная численность персонала – это совокупность работников, с которыми организация (предприятие) находится в соответствующих гражданско-правовых отношениях на постоянной, временной, сезонной или разовой основах вне зависимости от их участия в работе на дату или период рассмотрения, включая работающих надомников, вахтовым методом, по совместительству или по договору подряда. Явочная численность персонала – это совокупность работников, которые должны фактически участвовать в выполнении производственного процесса постоянно. В условиях рыночной экономики, где труд выступает одним из факторов производства и существует рынок труда, каждая организация (предприятие) должно обеспечивать высокую эффективность использования персонала. Методы определения численности рабочих: 1) расчет численности основных рабочих по трудоемкости. Он выполняется по каждой профессии и разряду отдельно по формуле
Ч осн. сдел. = Тпл. / Фэф. ∙ К в.н.(9)
где Тпл – плановая трудоемкость годовой производственной программы, н-ч Тпл.= N ∙ t шт. (10)
где N – годовой план выпуска продукции, шт. t шт. – трудоемкость обработки одного комплекта деталей, н-ч Фэф. – годовой эффективный фонд рабочего времени, ч К в.н. – плановый коэффициент выполнения норм. 2) определение численности вспомогательных рабочих по нормам обслуживания:
Ч всп.яв = Vоб. / Ноб. (11)
где Чвсп. Яв – явочная численность вспомогательных рабочих, чел.; Vоб. – объем обслуживания; Н об. – норма обслуживания. Списочная численность рабочих определяется по формуле:
Ч = Чяв ∙ Ксп. (12)
где К сп. – коэффициент среднесписочного состава
Ксп. = Фн. / Ф эф. (13)
где Ф н. – номинальный фонд времени, дн.; Ф эф. – эффективный фонд времени, дн. (число рабочих дней в году). Расчет потребности в руководителях, специалистах и служащих ведется на основе целей деятельности предприятия, структуры и схемы управления им, перечня функционально-должностных обязанностей отдельных работников или групп однородных должностей, отраслевых нормативов или нормативов, разработанных самим предприятием. Производительность труда Для характеристики эффективности использования персонала применяются показатели производительности труда. Производительность труда – это результативность целенаправленной деятельности людей, измеряемая количеством продукции в единицу времени, приходящимся на одного работника, при нормальной интенсивности труда. Различают показатели уровня, роста и темпов прироста производительности труда. Показатели уровня производительности труда принято определять в целом по хозяйству страны, по основным отраслям хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.); отдельным отраслям производственной сферы; отдельным организациям и предприятиям, их подразделениям; по каждому рабочему месту. При расчете показателей уровня производительности труда важно найти такой способ, при котором обеспечивается сопоставимость показателей по всем странам мира и сопоставимость показателей различного уровня в конкретной стране. В мировой практике уровень производительности труда по стране определяется как отношение национального дохода к среднесписочной численности населения, занятого в сфере материального производства. Сопоставимым с рассмотренным выше показателем на уровне отдельных отраслей производственной сферы, отдельных организаций и предприятий является показатель, определяемый как отношение товарной продукции, исчисленной по добавленной стоимости, к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала. Рост производительности труда определяется как отношение фактического уровня производительности труда к уровню производительности труда предыдущего или базового периода, а также к расчетной (плановой) величине уровня производительности труда. Темпы роста производительности труда определяются как отношение разности фактического уровня производительности труда и уровня производительности труда предыдущего (базового) периода к уровню производительности труда в соответствующем периоде (предыдущем, базовом). Показатели роста и темпов роста производительности труда определяются обычно в процентах. Для обеспечения роста производительности труда чрезвычайно важно знать факторы, влияющие по его величину.Эти факторы можно разделить на две группы: материально-технические и социально-экономические. Первая группа включает факторы, зависящие от технического уровня выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, совершенства технической, технологической базы производства, уровня автоматизации и компьютеризации производства и управления, фондовооруженности и энерговооруженности труда. Вторая группа содержит такие факторы как уровень материального благосостояния работников, наличие социальных льгот, обеспеченность жильем, совершенство систем оплаты труда и т. п. Выбор путей повышения производительности труда предполагает воздействие на обе группы факторов. Наиболее эффективными путями является выпуск высоко технологичной конкурентоспособной продукции, повышение технического и организационного уровня производства, совершенствование системы управления, улучшение системы материального обеспечения персонала и улучшение условий его труда и жизни. Организация заработной платы на предприятии
В рыночных условиях возрастает роль заработной платы. Заработная плата – это величина вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Функции заработной платы:
Оплата труда производится в соответствии с формами и системами оплаты. Форма оплаты труда рассматривается как соотношение между затратами рабочего времени, сложностью и качеством выполнения работ, производительностью труда работников и величиной их заработка. Система заработной платы характеризует взаимосвязь элементов заработной платы (тарифной части, доплат, надбавок, премий). На практике используются две основные формы оплаты труда: сдельная и повременная. Сдельная форма оплаты труда применяется при возможности количественного измерения результатов труда, зависимости этих результатов от самого работника или бригады, преобладании ручных или машинно-ручных процессов, возможности текущего контроля качества продукции самим рабочим и устойчивом спросе на продукцию на рынке. Сдельная форма оплаты труда выступает в виде следующих систем оплаты труда: прямая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная. Повременная форма оплаты труда предусматривает оплату труда в соответствии с величиной отработанного времени по данным табельного учета и тарифной ставкой, учитывающей сложность выполняемых работ вне зависимости от объемных показателей работы. При этой форме оплаты основное внимание уделяется качеству работу. Эта форма оплаты применяется также на четко регламентированных работах (поточных линиях), где количество работы не зависит от работника. Повременная форма оплаты труда выступает в виде повременно-премиальной системы. Разновидностью повременной формы является окладная система, часто используемая для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих. Для руководителей и специалистов все большее применение находит контрактная система оплаты труда. Следует заметить, что в современных системах заработной платы особое внимание обращается на усиление заинтересованности каждого работника в повышении эффективности труда. Наряду с рассмотренными в последнее время используется и, так называемая, бестарифная система, в которой величина заработка зависит от квалификационного уровня работника, величины отработанного времени и коэффициента трудового участия. На величину и уровень заработной платы влияют следующие факторы:
В основе сдельной и повременной форм оплаты труда лежит тарифная система, основными элементами которой является тарифная ставка, тарифная сетка и тарифно-квалификационный справочник. Тарифная ставка – это размер оплаты труда работника первого разряда в единицу времени. Для рабочих применяются часовые тарифные ставки. Тарифная сетка состоит из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов. Для оплаты рабочих используется восьмиразрядная тарифная сетка. Чем выше разряд рабочего, тем более сложную работу он должен уметь выполнять. Тарифные коэффициенты характеризуют разницу в оплате труда рабочего любого разряда по сравнению с рабочим первого разряда. Тарифная ставка рабочего любого разряда находится как произведение тарифной ставки рабочего первого разряда на тарифный коэффициент рабочего соответствующего разряда. Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень знаний и умений, которыми должен обладать рабочий любого разряда соответствующей профессии, и используется при присвоении работнику более высокого тарифного разряда. В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, носящие регулярный характер. Фонд заработной платы рабочих подразделяется на годовой, месячный (квартальный), дневной, часовой. В рыночных условиях большое внимание должно уделяться мотивации труда персонала. Предпринимателю необходимы знания в области психологии работы трудовых коллективов. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции – это многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу. Цель предпринимателя – рост производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции, рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразными потребностями могут не совпадать и даже часто не совпадают. Отсюда и возникает задача совместимости этих несовпадающих целей. Предприниматель должен не только стимулировать работника, но и признавать его личностью. Предприниматель должен заботиться о том, чтобы его работники:
В значительной мере трудовая мотивация осуществляется через стили управления, которые вытекают из соответствующих теорий мотивации. Мотивация – это процесс побуждения человека к плодотворной деятельности исходя из его потребностей и целей предприятия.
|