Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как теряется свобода воли
Наблюдения над различными состояниями, в которых может пребывать воля человека, рассмотрение ее различных (в зависимости от периодов жизни и обстоятельств) отношений с собственным умом, а также ее взаимоотношений с какой-либо посторонней волей (Бога, демонов или другого человека) подтверждают учение Церкви о том, что свобода воли человека не является абсолютным, непоколебимым, неизменным и ни от чего не зависящим. Частое наблюдение феномена частичной или полной парализации воли индивидуума вследствие демонического воздействия или, наоборот, усиления и укрепления воли благодаря стяжанию человеком Божественной благодати, позволяет нам говорить о том, что свобода воли дается Богом каждой душе как ноумен (греч. — nooutmenon). Для того чтобы понять, как в реальной жизни проявляет себя свобода воли человека, рассмотрим некоторые другие качества его души. Многогранность образа Божия в человеке выявляется многими его качествами. Одной из граней этого образа, безусловно, является наличие у человека разума, который однако способен, как показывает многовековой опыт жизни человечества, ослабевать и даже оказываться вовсе утерянным (в психиатр. — деменция). Другими гранями образа Творца в человеке являются творческие способности, но и они способны подвергаться в течение его жизни различным изменениям. Так, например, творческий дар может быть развит в той или иной степени и в то же время может остаться не развитым или вовсе не реализованным. Святые отцы полагают, что и принцип свободы воли так же отражает одну из граней образа Божия, который носит в себе душа любого человека, но, как мы видим, и воля (ее сила и степень свободы) подвержена изменениям. Она тоже способна к изменению: ослаблению и даже парализации, именуемой обычно безволием, а в психиатрии — абулией (греч. — atbouletw), чем обуславливается большая или меньшая степень внушаемости (гипнабельности). Для правильного понимания феномена изменяемости параметров свободы воли полезно будет рассмотреть другой характерный пример изменения, которое не было фатально детерминировано Богом от начала, т.е. с момента создания нового вида разумных существ — человека. Речь идет о появлении смерти, о которой у премудрого Соломона сказано: " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия" (Прем. 1, 13–14). И далее: " Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть..." (Прем. 2, 23–24). О причине появления смерти мы уже говорили выше, а здесь лишь напомним читателю о богословском осмыслении церковным сознанием того факта, что с момента создания Богом человека смерть существовала только как потенциальная возможность. Ее реализация, как феномена, зависела лишь от свободного выбора, предоставленного человеку Творцом: остаться в любви и послушании своему Отцу — Богу или добровольно нарушить Его заповедь. Вот как это понимание святых отцов передает известный русский богослов В.Н. Лосский: " В понимании св. Иринея Адам не был ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным; его... природа могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться в состоянии преодолеть все опасности старости и смерти. Возможность смертности существовала, но существовала для того, чтобы человек мог сделать ее невозможной. Таково было испытание свободы Адама" (В.Н. Лосский. " Догматическое богословие". М., 1991, с. 248). Подобно тому как смерть могла и не явиться в мир (хотя номинально такая возмож-ность существовала), так и воля человека, дарованная ему Богом при сотворении, могла оставаться свободной и сильной, если бы человек не удалился через грех от благодатных Божественных энергий, являющихся для нее (воли) своего рода источником питания. О возможности качественного изменения человеческой воли еще в VII веке писали св. Максим Исповедник и преп. Иоанн Дамаскин: " Душа... есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению, и именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу" (Иоанн Дамаскин. " Точное изложение Православной веры". М., 1992, с. 50). Заметим здесь, что сам преп. Иоанн Дамаскин рассматривал волю в неразрывной связи с разумом, называя ее (волю) " способностью действовать": " Ибо разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность, а с другой — способность действовать" (Там же, с. 109). Апостол Павел, рассматривая феномен двойственности человеческой природы, обусловленной греховной наследственностью и давлением падшего человеческого естества на сознание самого человека, говорит об этом явлении: " Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу — делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 19–20). Самому человеку нелегко преодолеть воздействие сильных греховных потенций, происходящих от падшей человеческой природы и потому только Божественная помощь, приходящая через воздействие благодати Божией, дает человеку возможность преодолеть тот закон греха, который действует даже внутри нашего сердца. " Потому что закон Духа жизни (т.е. благодать Святого Духа. — Иг. N) во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2). Каждый, кто хотя бы однажды пытался бороться с каким-либо сильным греховным влечением, мог испытать на себе действие этого закона греха. В такие минуты, понимая умом греховность поступка, а также его негативные последствия, человек в то же время ощущает в себе отсутствие силы воли, ее полную расслабленность. Однако нельзя сказать, что человек невиновен и с него следует снять всякую ответственность за совершенный им греховный поступок, объясняя это отсутствием у него силы удержаться от греха. Вина человека состоит в том, что он своими предшествующими грехами лишил себя духовной поддержки, а это, в свою очередь, явилось причиной расслабленности его воли. Своим появлением в мире закон греха обязан первоначальному отступлению благодати от прародителей в результате первого грехопадения, когда человек своей собственной и свободной волей решился вместо воли Божией выполнить волю падшего ангела. Как уже было показано выше, именно с этого момента человек лишается полноты Божественной благодати, которая является единственным источником энергии, питающим человеческую волю. Ослабев, воля человека начинает подавляться более сильной волей духовных существ высшего порядка — падших ангелов. Этим и объясняется всем известный феномен, называемый святыми отцами удобопреклонностью воли ко злу, который проявляется в том, что греховные привычки приобрести людям значительно легче, чем приобрести добрые качества. Божественное таинство Искупления рода человеческого Кровью Иисуса Христа, разрушив стену грехов, воздвигнутую людьми между собою и Богом, даровало им возможность вновь приобретать благодать Духа Святого. С этого момента выйти из-под закона греха, когда " делаю то, чего не хочу" (Рим. 7, 16), стало возможно через стяжание благодати Божией, укрепляющей волю для борьбы с внушениями демонов. Афонский старец Иосиф-исихаст смысл духовного подвига, направленного на стяжание благодати Святого Духа, выразил так: "...Теперь мы трудимся для Бога не ради того, чтобы получить от Него награду, но чтобы не быть рабами бесов" (Монах Иосиф. " Старец Иосиф-исихаст". ТСЛ, 2000, с. 220). Каким бы умным, знающим и волевым ни был человек, как бы теоретически ни разбирался в духовных вопросах, его собственная воля значительно слабее демонической, а потому без помощи благодати Божией он не может победить в борьбе за его душу, которую ведут демоны. Благодать же можно получить только через Христа и Его Церковь, другого способа не существует. В жизни реального человека свобода воли сохраняется в течение достаточно длительного времени, когда он имеет возможность своим собственным разумом выбирать между тем или другим внушением, о чем и пишет преподобный Макарий (IV в.): " Как сопротивная сила (т.е. демоническая. — Иг. N), так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранилась в нас свобода и произвольность (выбора)" (Преподобный Макарий Египетский. " Духовные беседы". ТСЛ, 1994, с. 443). Но если воля человека многократно и добровольно склоняется к выполнению воли демонов, прислушиваясь к их внушениям более, чем к голосу совести, то со временем, постепенно лишаясь благодати Божией, она все более и более расслабляется, пока наконец ее хозяин не становится в полном смысле рабом греха, а следовательно — дьявола. Именно об этой опасности всех нас предупреждает апостол Павел в своем послании: " Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания (Богу) к праведности? " (Рим. 6, 16). В свете всего сказанного выше, обратим внимание читателей на глубочайший смысл, который раскрывается при чтении хорошо всем известной молитвы (1-й утренней), составленной Макарием Великим (в переводе на русский язык): " Боже, очисти меня, грешного, хотя я ничего доброго и не сотворил пред Тобою; но избавь меня от лукавого (т.е. демона), и да будет во мне воля Твоя". В последнем прошении " и да будет во мне воля Твоя", святой Макарий просит Бога о том, чтобы Создатель утвердил Свою волю в нем; иными словами, он желает, чтобы именно воля Божия, а не воля демона пересилила его собственную волю, что и подтверждает словами " избавь меня от лукавого". " Воля, которая действует в сердце человеческом, бывает трояка: первая — от дьявола; вторая — от человека; третья — от Бога", — писал преподобный Антоний Великий (Св. Антоний Великий. " Духовные наставления". " Ковчег", М., 1998, с. 88). Выяснить, откуда пришла та или иная мысль, ощущение (эмоциональное или физиологическое), а также своей собственной волей принять необходимое решение — одна из важнейших задач человека, не желающего стать марионеткой в руках дьявола. Этому важнейшему вопросу посвящена многочисленная духовная литература, написанная, по большей части, наиболее опытными в духовной борьбе православными аскетами, которая раскрывает многоразличные формы, тактику и " военные хитрости", применяемые демонами в невидимой, но страшной войне за человеческие души. Непонимание важности указанной борьбы, незнание методов ее ведения, а также сил и способностей противника совершенно исключает возможность победы.
|