Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предприятия автомобильного транспорта: классификация, виды, назначение, особенности. ПТБСтр 1 из 8Следующая ⇒
1.Автотранспортные предприятия предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава. По хар-ру перевозок и типу ПС делятся на автобусные, грузовые, смешанные и специальные. По ведомственной принадлежности и характеру производственно-хоз-ной деятельности м.б.: общего пользования (республиканских ведомств автотранспорта государственных концернов), ведомственные. По организации производственной деятельности: комплексные АТП – самостоятельные предприятия, кот осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР ПС. кооперированные АТП – предприятия, входящие в состав производственного АТ объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации работ по ТО, ТР ПС. ПАТО организуются путем объединения в городе нескольких предприятий аналогичного назначения. Обычно состоят из базового (наиболее технически оснащенного) предприятия и подчиненных предприятий – филиалов. На головном АТП выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы ТО и ТР. А в филиалах осуществляется хранение, ЕО, ТО-1 и мелкий ТР. Достоинства таких предприятий: приближение к потребителям (сокращение нулевых пробегов), эффективное использование ПТБ и повышение качества ТО и ТР. 2.Автообслуживающие предприятия служат для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами (могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них). В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют. БЦТО - самостоятельные предприятия или входящие в состав ПАТО, выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для ПС различных АТП, организаций или филиалов, расположенных в районе деятельности базы. Состав и объем работ на БЦТО, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и др. Выполняются в основном наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и текущего ремонта, а также замена агрегатов, требующих КР. ПТК выполняют те же функции, что и БЦТО, и создаются для выполнения наиболее трудоемких работ ТО и ТР обычно одного или двух семейств одного типа автомобилей (в основном для грузовых дизельных а/м). Центры специализированного производства. ЦСП по назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида. Преимущественное развитие получают ЦСП по ТР двигателей и агрегатов, приборов с-мы питания, электрооборудования, АБ и др. Станции технического обслуживания. СТО предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций. По типу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются: для легковых, грузовых автомобилей и смешанного парка (встречаются редко); по назначению и размещению - на городские и дорожные. Наибольшее распространение получили СТО по обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих населению. Размер СТО определяется числом одновременно обслуживаемых автомобилей (рабочих постов). Размер городских СТО от 5 до 30 рабочих постов, а дорожных от 2 до 5 постов. Автозаправочные станции служат для заправки а/м топливом, маслами, охлаждающей жидкостью; а также для подкачки шин. В частности, газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе, заправляются на автомобильных газонаполнительных станциях (АГНС), а работающие на сжатом природном газе - на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Кроме того, на заправочных станциях могут продаваться различные смазочные и другие эксплуатационные материалы, выполняться простые операции ТО, располагаться пункты мойки, питания. АЗС подразделяются на городские и дорожные. В свою очередь городские делятся на АЗС общего типа, расположенные вне центральной части города, и АЗС „тротуарного типа", находящиеся в центральных районах города. Так же создаются на АТП, имеющих более 250 автомобилей. (для сокр порожних пробегов) Мощность АЗС определяется их пропускной способностью. Стоянки предназначены для открытого и закрытого хранения ПС, но в отдельных случаях могут включать здания и сооружения для мойки, ТО и ремонта а/м. Стоянки общего пользования в основном предназначены для хранения легковых автомобилей, принадлежащих населению. Различают стоянки для постоянного хранения а/м (в жилой застройке) и для временного - в основном у общественных, торговых, спортивных зданий. Пассажирские автостанции и автовокзалы служат для обслуживания междугородних и межрайонных автобусных и таксомоторных сообщений. Автостанции сооружают в городах, населенных пунктах, на участках дорого с относительно малой интенсивностью движения автобусов и маршрутных такси, а автовокзалы – в крупных городах, где концентрируются конечные пункты междугородних автобусных сообщений. Пропускная способность автостанций и автовокзалов определяется суточным числом отправлений пассажиров. Эти предприятия так же имеют комнаты отдыха, пункты питания и т.д. Грузовые автостанции служат для сбора, хранения, комплектования и экспедирования грузов. На них оформляют документы, взвешивают, перегружают грузы и т.д. Их размер определяется грузооборотом и вместимостью складов. Мотели и кемпинги служат для обеспечения автотуристов условиями для отдыха и услугами по содержанию автомобилей. Мотель – это комплекс, состоящий из гостиницы, гаража, площадок для автомобилей и СТО. Кемпинг – это благоустроенная территория с участками для установки палаток и стоянки автомобилей. Мотели сооружаю на дорогах вблизи крупных городов, а кемпинги в местах массового отдыха. 3.Авторемонтные предприятия (заводы и мастерские) специализируются по КР отдельных агрегатов или полнокомплектных а/м. Мастерские имеют производственную программу до 1000 КР в год, заводы - > 1000 КР в год. Заводы обслуживают ПС ряда областей, мастерские – отдельных районов города.
Производственно-техническая база – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенного для ТО и ТР, хранения ПС, а так же для создания необходимых условий работы персонала. Основная задача АТП – обеспечение требуемого уровня тех готовности ПС для выполнения перевозок при наименьших трудовых и материальных затратах. Основные характеристики ПС, влияющие на ПТБ: тип ПС и конструкция (может различаться по уровню надежности, сложности и габаритов), пробег с начала эксплуатации. Формы развития ПТБ: 1. Организационно-технические мероприятия – это отдельные мероприятия, направленные на устранение узких мест, замену устаревшего оборудования на нескольких участках, внедрение мероприятий по научной организации труда (НОТ). 2. Техническое перевооружение – это осуществление комплекса мер по повышению тех уровня всех или большинства производственных звеньев, действующих на АТП за счет внедрения новой техники и прогрессивной технологии. Проводится без расширения произв площадей. 3. Реконструкция действующего предприятия – это проведение по единому проекту полного или частичного переустройства предприятия, вкл строительство новых цехов в замен ликвидируемых, возведение новых и расширение существующих вспомогательных объектов. 4. Расширение действующего предприятия – это строительство по новым проектам филиала предприятия, дополнительного производственного комплекса, цехов и объектов на территории действующего предприятия или примыкающих к нему площадей с целью наращивания производственной мощности. 5. Новым строительство считается возведение предприятия на новой площади по установленному в определенном порядке проекту с целью создания новой производственной мощности, которая после ввода в эксплуатацию будет состоять на собственном балансе. Преимущества реконструкции, расширения и технического перевооружения: 1. Более экономное расходование материалов, финансовых, трудовых и других ресурсов на единицу вводимо или наращиваемой производственной мощности. 2. Значительное сокращение сроков освоения капитальных вложений, что дает возможность избежать долгого незавершенного строительства и морального старения, заложенного в проект решения. 3. Инженерно-строительные работы проводятся на освоенной площадке. Нет необходимости производить крупные работы по планировке земельного участка и обустройства территории. 4. Наличие трудового коллектива, действующего АТП как средство контроля за качеством и сроками выполнения работ. Недостатки данных форм развития АТП: 1. Невозможность использования типовых проектов в целом. 2. Необходимость вписать новые планировочные и технологические решения в габариты существующей территории и объемы использующихся производственных зданий. 3. Невозможность использовать высокопроизводительные технологии в строительстве. 4. Необходимость привязки к существующим строительным конструкциям, осуществление переоборудования постов и т.д. 2.Порядок проектирования АТП, содержание проекта. Основные этапы тех проектирования… Проектирование предприятий ведется на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения АТП. Типовым проектированием занимаются проектные институты, а индивидуальные проекты АТП, проекты отдельных зданий и привязку объектов осуществляют проектно-технологические бюро и проектные организации различных министерств и ведомств. Перед проектированием разрабатывается и утверждается заказчиком задание на проектирование, которое согласуется с проектной организацией. Оно содержит следующие данные: 1. основание для проектирования, т.е. соответствующий приказ или постановление; 2. основные ТЭП, которые должны быть достигнуты; 3. назначение и функции предприятия; 4. место его строительства; 5. примерные сроки, очередность, стадийность и стоимость строительства; 6. источники энергоснабжения, водоснабжения и т.д. Степень детализации сведений в задании на проект может быть различной. Проектирование АТП осуществляется в одну стадию для предприятий строительство которых осуществляется по типовым или повторно используемым проектам, для технически несложных объектов, а также проектов реконструкции, расширения, технич перевооружения. При этом разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости состоящий из пояснительной записки и чертежей. ПЗ содержит: 1. общие данные (исходные данные для проектирования); 2. основные решения по технологии и организации производства; 3. генеральный план (характеристика района и площадки для строительства, основные показатели по генплану и основные планировочные решения); 4. основные строительные решения; 5. сметную документацию и паспорт рабочего проекта. Чертежи рабочего проекта вкл.: 1. ситуационный план размещения предприятия в районе застройки; 2. генплан предприятия; 3. принципиальную схему тех процесса; 4. технологическая планировка с указанием расположения основного стационарного оборудования; 5. схемы электроснабжения, теплоснабжения и др. коммуникаций; 6. строительные чертежи. В две стадии проектирование ведется в остальных случаях проектирования. Вначале разрабатывается проект со сводным сметным расчетом стоимости и после его утверждения разрабатывается рабочая документация со сметами. Конечным результатом тех проектирования является разработка генплана и объемно-планировочного решения предприятия, обеспечивающего выполнение заданной программы и объема работ по ТО и ТР в соответствии с производственным процессом АТП при соответствующем уровне ТЭП проектного решения. Основные этапы технологического проектирования: 1. Выбор исходных данных (тип, количество, среднесуточный пробег и тех. состояние ПС, категория условий эксплуатации, природно-климатические условия, режим работы ПС, режим ТО и ТР ПС). 2. Расчет производственной программы, объемов работ и численности работающих. (в результате расчета определяются: периодичность видов ТО, пробега до КР и трудоемкости ТО ТР для данного АТП; годовая и суточная производственные программы по ТО ТР; годовые объемы работ по ТО ТР и вспомогательных работ; численность производственного персонала) 3. Технологический расчет производственных зон, участков и складов (в состав расчета входят: выбор и обоснование режима работы зон и участков, методов организации ТО и диагностики ПС; расчет числа постов и линий для ТО и числа постов для ТР; определение потребности в тех. оборудовании; расчет уровня механизации работ; определение состава и расчет площадей, необходимых помещений). 4. Разработка планировочных решений. 5. Оценка результатов проектирования. 6. Подготовка технологических зданий. Исходные данные для расчета производственной программы и объема работ: 1. тип и количество ПС; 2. среднесуточный пробег ПС; 3. режим работы, ТО и Р ПС; 4. категория условий эксплуатации; 5. дорожные и климатические условия экспл.; 6. техническое состояние ПС. 3. Сущность циклового метода расчета производственной программы АТП… Для расчета производственной программы используется цикловой метод, в котором под циклом понимается пробег или период времени с начала эксплуатации нового и после КР а/м до его КР. По ОНТП для всех типов ПС (кроме автобусов) КР не предусматривается и за цикл принимается ресурсный пробег (пробег до списания). Цикловой метод предусматривает: 1) выбор и корректирование периодичности ТО-1 и ТО-2 и ресурсного пробега ПС; 2) Расчет числа ТО на один а/м за цикл; 3) расчет коэффициента технической готовности, на его основе годового пробега и числа ТО на парк автомобилей. Перед расчетом по Положению и ОНТП выбирают нормативные пробеги для данного вида ПС, а затем приводят их к условиям данного АТП, корректируя их с помощью коэффициентов. Для удобства пробеги округляют с учетом кратности среднесут пробегу. При расчете принято, что последнее ТО-2 не проводится и а/м сразу направляется в КР(списание). По ОНТП ЕО делится на 2 вида (ЕОс и ЕОт). Для расчета годовой программы сначала определяют число ТО за цикл, а затем опред годовой пробег а/м и через коэффициент перехода от цикла к году опред число ТО за год. Количество воздействий за цикл на один а/м: NКР = Lц / LКР =1, NТО-2 = LКР / LТО-2 - NКР = LКР / LТО-2 - 1, NТО-1 = LКР / LТО-1 - (NКР + NТО-2), NЕОс = LКР / lсс, NЕОт = 1, 6 · (NТО-1 + NТО-2). Годовой пробег автомобиля: LГ = Драб.г. · Lсс · α Т. По ОНТП: α Т = 1 / [1 + Lcc · (ДТО-ТР ·K2 / 1000 + ДКР / LКР)], где К2 – модификацию ПС. По Положению: α Т = 1 / [1 + Lcc · (ДТО-ТР ·K'4 / 1000 + ДКР · КК / LКР)], где К'4 – продолжительность простоя ПС в ТО и ТР, КК –долю а/м, направляемых в КР. Коэффициент перехода от цикла к году: η Г = LГ / LКР Число воздействий за год на один а/м: NГi = Ni · η Г Годовое число воздействий на группу автомобилей ∑ NГi = Аи · Ni. По ОНТП и Положению диагностирование не планируется как отдельный вид обслуживания, т.к. входит в объем работ ТО и ТР. Число диагностических воздействий на группу автомобилей за год рассчитывается для определения кол-ва постов: ∑ NД-1 = 1, 1 · ∑ NТО-1 Г + ∑ NТО-2 Г, ∑ NД-2 = 1, 2 · ∑ NТО-2 Г. Годовая производственная программа без η Г: ∑ NГТО-1 = LГ (1/ LТО-1 – 1/ LТО-2), ∑ NГТО-2 = LГ (1/ LТО-2 – 1/ LКР) ∑ NГЕОс = Драб.г. · α Т, ∑ NГЕОт = 1, 6 · (NГТО-1 + NГТО-2) Суточная производственная программа определяет метод организации производимых работ ТО и ТР, а также служит исходным показателем для определения количества постов и поточных линий: ∑ Nсi = ∑ NГi / Драб.г..
|