Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргументы за и против протекционизма
Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону. В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, содействуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом. В 30-40-е годы ХХ в. все страны проводили жесткую протекционистскую политику. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализаци и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга различными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. В настоящее время открытый протекционизм в большинстве стран существует только в области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития. Борьба протекционизма и фритредерства — 30-е годы - предвоенный протекционизм — 40-60-е годы - послевоенное возрождение фритредерских настроений — 70-90-е годы - неопротекционизм — Настоящее время открытый протекционизм существует только в области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов воздействия на процессы международной торговли являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики. В 1980-е гг., по оценкам Мирового банка, стоимость протекционистских мер для американского потребителя оценивалась: по автомобилям - 1 млрд. долл., по одежде - от 8, 5 до 12 млрд. долл.; для стран Европейского сообщества (по одежде) - от 1, 4 до 6, 6 млрд. долл. в год. Это не помешало, однако, США и в 1990-е гг. участвовать в торговых войнах и устанавливать протекционистские ограничения, например на импорт стали из России. К началу XXI в. только 25% мирового обмена товарами и услугами отвечали требованиям ВТО, т. е. совершались по правилам свободной торговли. 1/4 всего объема торговли осуществлялась в условиях действия протекционистских механизмов, 1/4 приходилась на долю транснациональных корпораций, 1/4 составляла долю компенсационной торговли. Выдвигаются аргументы за протекционизм и против него.
Каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом, оптимальное соблюдение национальных краткосрочных и стратегических национальных интересов. 6.5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ГАТТ/ВТО Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей идет как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. С этим связано создание соответствующего международного института - Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ было подписано в Женеве в 1947 г. и представляло собой многосторонне международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения меду странами-участницами. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена. В 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ. ВТО – это международная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Цель ВТО: либерализация мировой торговли и создание ее правового поля. Всемирная торговая организация (ВТО) включает: 1. Генеральное соглашение по торговле и тарифам (GATT). 2. Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS). 3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Согласно положениям ГАТТ/ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф. В результате деятельности ГАТТ/ВТО средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран снизилась с 40% в 40-х годах до 3% в конце 90-х годов. Сама организация является форумом, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров (раундов) формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути. К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Более 90% от всего мирового торгового оборота регулируется правилами ВТО. На 1 января 2012 года полноправными участниками ВТО являлись 153 государства. Еще 31 государство имеет статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь, ведут переговоры о присоединении к данной организации. Основополагающие принципы ГАТТ/ВТО: 1. Равные права и торговля без дискриминации. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации. 2. Прозрачность. Члены ВТО должны публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО. 3. Регулирование торговли преимущественно тарифными методами; прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров. 4. Отказ от использования методов нечестной конкуренции 5. Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; Важнейшие преимущества страны (и Республики Беларусь) от вступления в ВТО: 1. Недискриминационные условия торговли с более 150 государствами-членами ВТО вследствие распространения режима наибольшего благоприятствования (РНБ). 2. Более предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения. 3. Обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны. 4. Уменьшение тарифных барьеров при доступе на новые рынки. 5. Возможность получения определенных льгот. 6. Укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера. Основными негативными последствиями вступления РБ в ВТО могут быть: 1. Открытая конкуренция белорусских и иностранных товаропроизводителей. 2. Издержки, связанные с членством в ВТО В Таблице 6.1 отражена чувствительность белорусской промышленности к либерализации импорта в связи со вступлением в ВТО. Таблица 6.1 - Чувствительность отраслей белорусской промышленности к либерализации импорта
Данные таблицы показывают, что у Беларуси существуют отрасли с низкой и очень высокой чувствительностью к либерализации внешней торговли. Это важно учитывать при подготовке к вступлению в ВТО.
|