Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема международной задолженности.
Теория проблемы внешней задолженности прошла четыре этапа развития. На первом, в 70-е гг., считалось, что в развитых странах аккумулировано достаточно сбережений, чтобы вкладывать их в развивающиеся страны, которые, хотя и испытывали дефицит баланса текущих операций, смогут эффективно использовать займы и расплатиться с внешними долгами. На втором, в 80-е гг., выяснилось, что возникли долговые кризисы. Набранные займы обслуживаются плохо, процентные ставки высоки. Многие развивающиеся страны испытывают спад производства и подходят к грани банкротства. Более того, платежи по долгам стали превышать приток новых кредитов, поэтому развивающиеся страны превратились в чистых кредиторов развитого мира. Происходило бегство капиталов из страны в силу экономической или политической ситуации. Теории внешней задолженности сконцентрировались на механизмах обеспечения платежей по долгам, которые, по существу, представляли собой смесь способов принуждения к платежам и поощрения стран, выполняющих свои обязательства. На третьем, в конце 80-х гг., стало ясно, что основным механизмом решения долговой проблемы могут быть перенос сроков платежей и долгосрочная реструктуризация долга на много лет вперед, когда развивающиеся страны смогли бы потенциально начать выплаты по своим внешним обязательствам. Теории долгового навеса показали, что он является негативным налогом на государственные ресурсы и оказывает крайне негативное влияние на рост сбережений. Наконец, в середине 90-х гг. стало окончательно ясно, что многие развивающиеся страны ни при каких условиях и никогда не смогут выплатить свою внешнюю задолженность и что единственным способом решения проблемы их долгового бремени является простое списание значительной ее части. Теории внешнего долга сконцентрировались на анализе масштабов и механизмах такого списания. Международная задолженность продолжает оставаться одной из острейших нерешенных проблем в международной экономике. Предоставляя кредиты, кредиторы оценивают уровень кредитной безопасности страны. Согласно рекомендациям Мирового банка, к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности по внешнему долгу, относятся те, у которых три показателя в течение трех лет превышают расчетные уровни: 1. Отношение общей суммы долга к ВНП – не более 50 %. 2. Отношение общей суммы долга к годовой экспортной выручке – не более 250 %. 3. Отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга в течение года к годовой экспортной выручке – не более 30 %. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП, то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему. Однозначно можно утверждать, что размер государственного долга становится непосильным для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита госбюджета. Займы государств должны быть выплачены заемщиком. Однако, поскольку заёмщиком является суверенное государство, никаких механизмов принуждения его к платежам не существует, что в значительной степени повышает риск таких займов. Считается, что мотивами, заставляющими страны рассчитываться по своим внешним обязательствам, могут быть лишь угроза политической конфронтации со страной-кредитором. Страна-кредитор может конфисковать находящиеся на ее территории активы страны-должника (здания, земля, суда в морских портах, самолеты в аэропортах, депозиты в банках), которые могут быть обращены в погашение долга. Поскольку эффективность таких мер весьма ограничена, международный опыт поиска решений внешней задолженности в настоящее время основывается в основном на выработке разумной политики управления внешним долгом стран. Если размер внешней задолженности страны, который позволяет ей продолжать обслуживать внешний долг, становится слишком большим, то страна, как это уже случалось, просто перестает платить по своим долговым обязательствам, объявит себя банкротом, от чего пострадает и кредитор. Разумная политика заключается в том, чтобы путем реструктуризации долга поддерживать платежеспособность стран-должников на оптимальном для кредитора уровне. Реструктуризация долга - это изменения условий выплаты долга, направленные на поддержание платежеспособности должников в средне - и долгосрочной перспективе. Реструктуризация внешнего долга может осуществляться на базе одной или комбинации следующих мер: • Отсрочка платежей - перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным. • Сокращение суммы долга - снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого списания части долга, либо конверсии в какие-либо национальные активы страны-должника. • Рекапитализация - предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов. • Продажа долгов на вторичном рынке со скидкой от номинальной стоимости используется активно, особенно кредиторами латиноамериканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов. • Конверсия долга в акции - погашение невыплаченной части внешней задолженности фирмы ее акциями, а государства — облигациями казначейства. Банки-кредиторы получают тем самым часть собственности в предприятиях стран-должников, могут получать дивиденды по таким акциям, а также продать их на вторичном рынке. • Прощение долга применяется весьма ограниченно на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перспективе ни при каких, даже самых благоприятных, условиях. • Аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам. Может объявляться или в случае финансовой несостоятельности государств, т.е. его банкротства, или в результате прихода в стране к власти новых политических сил, не желающих по экономическим соображением признать финансовые обязательства предыдущих властей. 7.6. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия. Первые заинтересованы в наиболее прибыльном размещении своих свободных средств, вторые стремятся к их наиболее дешевому получению, по возможности на льготных условиях или безвозмездно. Возможны положительные и отрицательные последствия от международного перемещения капиталов как для стран, принимающих капитал (стран-реципиентов), так и для стран базирования (стран-доноров капитала). Благоприятные последствия для экономики стран, принимающих капитал: · Приток капиталов в форме прямых инвестиций, кредитов и займов от материнской компании, реинвестиций прибыли филиалов ускоряет экономическое развитие и улучшает состояние платежного баланса страны. · Создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости, квалификации и производительности местной рабочей силы. · Расширение ассортимента выпускаемой продукции. · Развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на импорт готовой продукции. · Рост объема налоговых поступлений, позволяющий увеличить государственное финансирование социальных и иных программ. · Повышение уровня жизни и покупательной способности населения. · Новые технологии, новые эффективные методы управления производством и сбытом. · Усиление конкуренции в национальной экономике, снижение уровня ее монополизации. · Оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных норм и стандартов не только в производстве, но и в потреблении, образе жизни и т. д.
|