Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О том, как снимали фильм «Бег» cо слов киноопертаора Левана Пааташвили на основании книги Левана Пааташвили «Полвека у стены Леонардо».
Фильм «Доктор Живаго» Дэвида Лина по роману Бориса Пастернака был запрещен к показу на большом советском экране. Однако же советские партийные босы решились –таки показать эту картину узкому кругу зрителей: участникам съемочной группы фильма «Бег». Тогда это был грандиозная по своему размаху и замыслу картина, особенно поразила великолепная игра актеров ну и конечно же виртуозная операторская работа Фредди Янга. Видно просмотр был разрешен не случайно. Хотелось получить такую же значимую и достойную картину.
Повезло в том, что тогда еще была жива жена М.Булгакова Елена Сергеевна Булгакова. На протяжении всего фильма она была его консультантом и оказала неоценимую помощь в его создании. По словам Наумова, это была прекрасная и мистическая женщина: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..». Художник по костюмам Лида Нови предложила несколько вариантов тканей для шинелей красноармейцев и белогвардейцев, которые также необходимо было приладить к широкому формату пленки. Ведь при широком формате видение ширины, глубины, резкости совсем иные нежели в обычном. Ну и конечно же надо было учесть хроматическое решение фильма. На роль генерала Хлудова пригласили молодого актера Владислава Дворжецкого. Он всего себя отдавал съемкам, пытаясь вникнуть в этот непростой образ булгаковского персонажа, поражал своей выразительной фигурой и пронзительным взглядом, в нем была некая чертовщинка, присущая булгаковским героям. Особенно интересны сны Хлудова, съемки которых производились на черно-белой пленке.
Декарации были крайне сложными. Это были целые комплексы. Ведь надо было показать дворцовые ансамбли, парижские и константинопольские квартиры и соответственно интерьеры, церковные, железнодорожные декорации. Ну вот, например: декорация «улица Константинополя» с экстерьером и интерьером дома, в котором жили русские. В одном из кадров на балконе доме стоит Чарнота и произносит монолог под выстрелы из пистолета. На другом плане уже видна улица с домами и проезжей частью, где идет сцена с моряками и прохожими. Эти кадры снимались под «натуру» в павильоне. Весьма сложно дались тараканьи бега. Как это не смешно, но были задействованы специальные дрессировщики, которые взялись организовать неорганизованные массы тараканов в соответствии с сюжетом булгаковского романа. Словом, были отобраны лучшие тараканы, каждый получил прозвище, и передан на воспитание дрессировщикам. Которые кормили их различными деликатесами дабы приручить. Однако как только начиналась съемка и включался яркий свет, новоиспеченные «актеры» разбегались кто куда и собрать их в кучку было уже невозможно, не говоря уже о боях. Поняв, что с живыми тараканами номер не пройдет, организаторы съемок обратились к кибернетикам. Оказалось, что создать искусственного робота-таракана не представляется никакого труда, однако же стоить это будет недешево. Денег конечно же не было. Стали искать решение. И вот кто-то вспомнил о поведении домашних тараканов, которые убегали в темноту при включении яркого света. Пришлось сделать такую конструкцию: на большом бильярдном столе установили несколько крошечных ящичков с заслонками, внутри оклеенные черным бархатом. Поведение таракана теперь зависело от того закрывалась или же открывалась заслонка, когда включали яркий свет. Теперь тараканы были под контролем.
Съемки в Париже труда не составили. Проход генерала Черноты в подштанниках по улицам Парижа не вызвал никакого удивления. Париж видел и не такое. Съемочная группа остановилась в гостинице «Бонапарт», которая совсем рядом с церквью Сан-Сюльпис. Когда разрешили подняться по узкой винтовой лестнице на самый верх церкви взору предстала такая захламленность, что стало понятно, кроме съемочной группы нога человека сюда ранее не заходила. Но зато с высоты открылась замечательная панорама Парижа, которую и удалось заснять в необычайном ракурсе.
Увлеченность, фантазия и юмор, царившие на съемке, способствовали дружескому общению и атмосфере творческой радости.
Ну и для особо любознательтных, прежде чем приступить к просмотру самого фильма можно посмотреть очерк на тему:
" Борьба с властью за БЕГ". Почему Сталин так легко разрешил показ этого фильма на широком экране? Впрочем, загадка...
«Бег» — кинофильм по мотивам произведений М. А. Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». Сюжет 1920 год. Гражданская война в России близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» (по словам Ивана Бунина) революции. В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски ее сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…
|