Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. В романе Достоевского «Братья Карамазовы» Церковь в образе Великого Инквизитора выдвигает обвинение Иисусу






 

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» Церковь в образе Великого Инквизитора выдвигает обвинение Иисусу, вернувшемуся на землю: «Зачем ты пришел мучить нас?»

 

В течение пятнадцати веков государственная церковь выживала Иисуса вместо того, чтобы провозглашать о Нем. Церковные традиции и выдуманные людьми законы узурпировали власть Иисуса и церковь жила на доходы от этой аферы.

 

В Иисусе было слишком много света и истины. Его слово: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» было невыносимо. Священники решили, что мужчины и женщины были просто неспособны быть свободными, поэтому церковь самовольно взяла на себя задачу защищать вверенные ей души и занималась этим только тогда, когда это было совершенно необходимо. Обычные люди не могли вынести бремя свободы, поэтому церковь забрала ее у них ради их же собственного блага. Все равно они бы использовали ее только в неправильных целях. Избавленные от беспокойства и мучений принятия собственных решений, люди почувствуют себя безопасно и счастливо, подчиняясь авторитету церкви.

 

Великий Инквизитор говорит Иисусу: «Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать, - так ужасно им станет под конец быть свободными! Но мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уж не пустим к себе». Воистину, «зачем Ты пришел мучить нас?». Великий Инквизитор хочет взять Иисуса, пришедшего снова, чтобы опять принести свободу, и сжечь Его во имя церкви.

 

В наши дни мы не задаем вопрос: «Что говорит Иисус?». Мы спрашиваем: «Что говорит церковь?» Этот вопрос все еще задают сегодня.

 

Это грустно, но это правда: некоторые христиане хотят быть рабами. Легче позволить другим принимать за тебя решения и полагаться на букву закона.

 

Воскреснув из мертвых, Иисус пребывает среди учеников, как путь к свободе. Царство Божье — это царство свободы. Иисус приглашает и зовет нас войти в это царство, идти по царской дороге свободы, получить свободу через любовь Отца. Он призывает оборванцев к свободе от страха смерти, свободе от страха жизни и свободе от беспокойства о нашем спасении.

 

Одна из самых прекрасных строк, которые я когда-либо читал, принадлежит брату Роже, настоятелю монахов-протестантов из Тэзе во Франции. «Уверенный в своем спасении уникальной благодатью нашего Господа Иисуса Христа». Мне до сих пор трудно читать эти слова, потому что у меня наворачиваются слезы на глаза. Это чудесно. Христос понес мои грехи, умер за меня, освободил меня от страха идти по дороге мира, которая ведет к Двенадцати вратам рая.

 

К сожалению, многие сегодня не испытывают того, что Павел назвал «славной свободой детей Божьих» в послании Римлянам 8: 21. Основная проблема была обозначена в первой главе этой книги: мы принимаем благодать в теории, но отрицаем ее на практике. Жизнь по благодати, а не по закону, выводит нас из дома страха и приводит в дом любви. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви».

 

Хотя мы исповедуем веру в Божью безусловную любовь, многие из нас все еще живут в страхе. Нувен подмечает: «Посмотрите, сколько у нас возникает вопросов, начинающихся со слов «что если»: Что я буду делать, если не найду супруга, дома, работу, друга, благодетеля? Что я буду делать, если меня уволят, если я заболею, если случится авария, если я потеряю друзей, если распадется мой брак, если начнется война? Что будет, если погода завтра будет плохой, если водители автобусов устроят забастовку или начнется землетрясение? Что будет, если кто-то залезет в мой дом, украдет деньги, изнасилует мою дочь или убьет меня?»

 

Когда эти вопросы начинают направлять нашу жизнь, мы во второй раз берем ипотеку на дом страха.

 

Иисус говорит: «Устройте свой дом во Мне, как Я устраиваю Свой дом в вас» (Иоанн 15: 4, перевод с английского). Дом — это не Небесная обитель, которая ожидает нас после смерти, а безопасное укрытие прямо посреди нашего беспокойного мира. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанн 14: 23).

 

Дом — это то священное внутреннее или внешнее пространство, где нам не нужно бояться, где мы уверены в гостеприимстве и любви. В нашем обществе есть много бездомных людей, которые не только спят на улицах, в приютах или ночлежках, но это бродяги, которые находятся в постоянном бегстве от самих себя. Они ищут безопасное место через алкоголь или наркотики, безопасность в успехе, компетенцию, друзей, удовольствия, дурную славу или даже религиозность. Они стали чужими для самих себя. Они стали людьми, у которых есть адрес, но которые никогда не чувствуют себя как дома, которые не слышат голос любви и не испытывают свободу детей Божьих.

 

Тем из нас, кто ударился в бега и боится оглянуться, чтобы не столкнуться с самим собой, Иисус говорит: «У тебя есть дом... Я — твой дом... обрети свой дом во Мне... ты увидишь, что Я пребываю там вместе с тобой... Он прямо там, где ты сейчас находишься... В глубине твоего существа.... в твоем сердце».

 

Автор послания Евреям говорит об Иисусе, как о Том, Кто «избавил тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евреям 2: 15). Евангелие свободы провозглашает, что смерть — это всего лишь иллюзия, призрак, страшилка для маленьких детей. Смерть — это всего лишь переход в состояние, которое достойно называться жизнью.

 

В этом и заключается корень христианской радости и веселья. Вот почему богослов из Университета Чикаго Роберт Хочкинс настаивает: «Христиане должны постоянно торжествовать. Мы должны постоянно ликовать, праздновать и веселиться. Мы должны предаваться настоящим оргиям радости, потому что нас освободили от страха жизни и страха смерти. Мы должны привлекать людей в церковь той радостью, которая присуща жизни христианина». К сожалению, мы иногда становимся угрюмыми, серьезными и помпезными. Мы бросаем вызов свободе и решительно начинаем рыть для себя окопы. Как сказала Тереза Авильская: «От глупой набожности и от святых с мрачными лицами, благий Господи, избавь нас!»

 

Раздосадованный и раздраженный, князь тьмы подкрадывается к прежнему домику ученика, который обрел свое пристанище в Иисусе и прибивает к двери документ:

 

ИЗВЕЩЕНИЕ О ВЫСЕЛЕНИИ!

 

Сим вы навечно изгоняетесь из Дома Страха.

По злому предумышлению вы

задерживали арендную плату

чувства вины, беспокойства,

страха, стыда и самоосуждения.

Вы упрямо отказывались

беспокоиться о своем спасении.

Я уже слышал, как один из наших

мрачных жильцов жаловался другому:

«Куда катится наше соседство!»

Ваша свобода от страха не только

опасна, но и заразительна.

Цены на недвижимость стали

стремительно падать.

Стало трудно найти

легковерных инвесторов.

Почему?

Из-за Вашего бесчувственного и

легкомысленного отвержения рабства!

Чума на Вас и на всех обманутых

любителей свободы!

Князь тьмы

 

Мы должны выбрать, кто является автором спасения: Христос или закон. Приходит ли свобода через веру в Иисуса или через послушание Торе? Этот вопрос чрезвычайно важен. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5: 1). Еврейские христиане провозглашали, что спасение невозможно без соблюдения закона Моисея. Они настаивали не только на выполнении дел, превышающих требования долга, но на другом евангелии (Галатам 1: 6), которое извращает Евангелие Христа (Галатам 1: 7).

 

Павел открыто писал христианам в Галатии: «О, несмысленные Галаты!» (Галатам 3: 1. В английском переводе буквально «Галаты, неужели вы сошли с ума?». - Примеч. переводчика). Под угрозой находится свобода христианства. Павел бескомпромиссен: «мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Галатам 2: 16). «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Галатам 3: 11). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галатам 3: 13).

 

Это послание было написано в критический момент и оно является пламенным манифестом христианской свободы. Призыв Христа к вашей жизни — это призыв к свободе. Свобода является краеугольным камнем христианства. Не хватил бы Павла удар, увидь он те странные дела, которые творятся в американских церквях сегодня? Заслужили бы те, кто скован чувством вины, парализован страхом, утомлен педантичностью, запуган законниками и беспокоится о том, хватит ли его заслуг для спасения, тот же строгий укор Павла «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию»?

 

Несомненно, мы слышали, что свобода — это не разрешение грешить. Может быть, мы только и слышали о том, чем свобода не является. «Такой подход, какой бы ограниченной ни была его истина, занимает оборонительную позицию и показывает свой страх. Те, кто используют его, прежде всего хотят предупредить нас об опасности мыслей о свободе и желании быть свободным. Такой подход обычно заканчивается тем, что нам показывают, или пытаются показать, что свобода на самом деле заключается в исполнении закона, подчинению власти или ходьбе по проторенной дорожке. В этих заключениях может содержаться некоторая истина, но ей не хватает понимания темной стороны закона, власти и проторенной дорожки. Каждую из них можно превратить в инструмент тирании и человеческого страдания».

 

Как выглядит свобода в Духе? «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфянам 3: 17).

 

Свобода во Христе дает здоровую независимость от давления общественного мнения, угождения людям и рабства человеческого уважения. Тирания общественного мнения может манипулировать нашей жизнью. Что подумают соседи? Что подумают мои друзья? Что подумают люди? Ожидания других могут оказывать невидимое, но ощутимое давление на наше поведение.

 

Как хамелеон меняет свои цвета в зависимости от окружающей среды, так и христианин, который хочет, чтобы все о нем хорошо думали, пристраивается и приспосабливается к каждой новой личности и ситуации. Без твердого и устойчивого восприятия своей личности женщина может по-разному вести себя в с разными мужчинами. Она может быть набожной со своим пастором и обольстительной с офис-менеджером в своей компании. В зависимости от находящихся рядом людей и обстоятельств, человек может быть сладкоречивым Божьим слугой или сквернословящим жестоким хамом. Целостность характера заметно отсутствует в обоих полах.

 

«Кажется, что мы только вчера сняли с себя броню защитных механизмов в нашем характере» - пишет Уильям Килпатрик. «Всего мгновение назад мы начали экспериментировать с широким диапазоном возможностей, индивидуальностей и отношений. Колебание маятника, однако, становится очень быстрым в наши дни... и маятник формирования личности сильно качнулся в сторону обтекаемости и непостоянства, и далеко отстранился от постоянства и преданности».

 

Свобода от страха во Христе Иисусе дает нам силы избавиться от желания казаться хорошими, чтобы мы могли свободно войти в тайну того, кем мы являемся на самом деле. Озабоченность созданием благоприятного образа перед другими, стремление произведение впечатление на новичков своим опытом и чрезмерное возлагание надежд на расположение других, приводит к сосредоточенности на себе самом и несвободе в железной хватке человеческого уважения. Подсознательно, мы облекаем молитву фарисея в слова из молитвы мытаря. Большинству из нас требуется много времени, чтобы Дух свободы очистил нас от скрытого желания ловить на себе восхищенные взгляды за нашу напускную благодетель. Требуется сильное ощущение того, что мы искуплены, чтобы отказаться от возможности казаться другим людям благодетельным и хорошим.

 

Раздача милостыни предоставляет нам такую возможность, но аплодисменты, которые мы услышим, и будут полной платой за наше щедрое пожертвование. Сосредоточенность на самом себе, а не добродетель, не нуждается в вознаграждении.

 

«Но кто может отказать себе в удовольствии созерцать совершение своих добрых дел в мире, в котором даже церкви, поклоняющиеся Иисусу, освоили технику принуждать людей давать пожертвования из-за чувства вины? Как могут выжить добровольные пожертвования, слепые как статуя Правосудия с весами в руках, несмотря на отпечатанный пастором список жертвователей, запутанные схемы пожертвований для снижения налогооблагаемой базы, ежемесячные рассылки писем для потенциальных жертвователей, которые искусно играют на наших чувствах стыда и вины? Наши механизмы по сбору денег на благотворительные цели построены на оценке наших мотивов, которая, конечно же, так же чиста и лишена предубеждений, как и оценка Иисуса. Эти механизмы присоединены к нашему сердцу как бионическое устройство, и они показывают, что наши мотивы для даяния пожертвований не так уж кристально чисты.

 

История о лепте вдовы говорит нам, что все самые лучшие дары приходят от любящих сердец мужчин и женщин, которые не пытаются произвести впечатление на кого-то или на самих себя, и которые перестали пытаться поймать жизнь в ловушку и заставить ее отплатить им за все сделанное добро.

 

Я испытал значительный прорыв в свободу детей Божьих на своем первом собрании общества Анонимных Алкоголиков. В прошлом я придавал большое значение не только тому, чтобы хорошо выглядеть, но и чрезмерно беспокоился о том, кто на меня смотрит. Мой образ человека Божьего и дисциплинированного ученика должен был быть сохранен любой ценой. Моя ненасытное чувство неуверенности поднимало и бросало мою самооценку, словно рыбацкую лодку на волнах одобрения или неодобрения других людей. Это был критический момент освобождения, когда я встал, отодвинул в сторону свой пьедестал и просто сказал: «Меня зовут Бреннан. Я — алкоголик».

 

Мой духовный наставник сказал мне однажды: «Бреннан, перестань пытаться выглядеть и говорить как святой. Всем будет гораздо легче от этого».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал