Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины и значение победы советского народа в годы войны.
Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей и закончилась победой многонационального советского народа, который проявил массовый героизм. Простой советский человек – главный герой войны, на плечи которого пали ее основные тяготы. В то же время победа была бы невозможна без усилий целой плеяды талантливых военачальников, таких как Г. К. Жуков, А. М. Василевский, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Л. А. Говоров, В. И. Чуйков и др. Свой вклад в дело победы внес и И. В. Сталин. Его роль в годы войны высоко оценивали миллионы советских людей и западные союзники. Война с Германией ярко продемонстрировала преимущества плановой социалистической экономики. При наличии меньших ресурсов в СССР за годы войны было произведено больше военной техники, чем в Германии. Одной из важнейших причин победы явилось социально-политическое единство советского народа. Не оправдались расчеты врага на межнациональные, классовые и политические конфликты. Победа досталось дорогой ценой. В ходе войны погибло 25 млн советских людей, в том числе около 9 млн военнослужащих. Большие потери понесла и правящая партия. В боях за свободу Родины погибло 3 млн коммунистов, что составило 3/5 довоенного состава партии. Тем не менее численность партии за годы войны выросла с 3, 8 до 5, 9 млн чел. Советский народ в войне с Германией отстоял свою собственную независимость и спас мир от коричневой чумы фашизма. В этом и заключено главное историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны»
Решающий вклад, который советский народ внес в победу над фашизмом, обусловил небывалый рост авторитета и влияния СССР на международной арене в послевоенный период. Число стран, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, увеличилось с 26 (уровень довоенного времени) до 52. Влияние СССР наиболее очевидно проявилось в Восточной Европе, освобожденной советскими войсками. Сталин стремился создать в странах этого региона правительства, дружественные Советскому Союзу, и помочь им встать на путь социалистического развития. Правящие круги США и Великобритании были категорически против таких планов. Именно эти противоречия стали главной причиной начала «холодной войны» между вчерашними союзниками. «Холодная война» как политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация ряда западных стран во главе с США и ряда восточноевропейских и азиатских стран, возглавляемых СССР, стала определяющим фактором международных отношений в послевоенный период. Отношения между СССР и США ухудшились уже весной 1945 г., когда президентом США вместо Рузвельта стал Г. Трумэн. Двадцатого апреля 1945 г. на Вашингтонской встрече с В. М. Молотовым, наркомом иностранных дел СССР, Трумэн потребовал изменить внешнюю политику СССР. В период работы Потсдамской конференции президент США пытался оказать давление на Сталина, сообщив ему о создании нового оружия огромной разрушительной силы. Однако до окончания Второй мировой войны союзнические отношения в целом сохранялись. Пятого марта 1946 г. в американском городе Фултоне бывший британский премьер Черчилль выступил с речью, которую принято считать началом «холодной войны». Он говорил об опасности распространения коммунизма, остановить которую мог только союз англо-говорящих стран под руководством США и Великобритании. Лидеры США, для которых мировая война стала периодом небывалого роста экономики и военного могущества, готовы были разговаривать с СССР с позиций силы, опираясь на монопольное владение ядерным оружием, примененным в Японии в августе 1945 г. Президент Трумэн открыто заявлял о претензиях США на мировое господство и стремился утвердить его посредством политики «сдерживания и отбрасывания коммунизма». Эта политика нашла свое выражение в «доктрине Трумэна», согласно которой США в 1947 г. оказали экономическую и военную помощь правым силам Греции и Турции и не допустили там победы прокоммунистических сил. Однако в странах Восточной Европы коммунисты пришли к власти. В 19451947 гг. здесь были созданы многопартийные правительства «народной демократии», в которых затем полный контроль установили коммунисты. Под влиянием СССР в этих странах осуществлялись национализация промышленности и попытки коллективизации деревни. В ряде стран (Болгария, Югославия, Албания, Чехословакия) местные коммунисты победили в основном самостоятельно. В других странах (Польша, Венгрия, ГДР, Румыния) победа была одержана при существенной поддержке Советского Союза. Новые правительства заключали с СССР двухсторонние договоры о союзе и взаимопомощи. Стремление Сталина навязать советскую модель развития странам Восточной Европы порождало трудности, так как многие восточно-европейские коммунисты не считали советский путь развития единственно возможной моделью построения социализма, и им не нравилась политика прямого вмешательства Сталина во внутренние дела этих стран. Наиболее серьезный конфликт в этой связи произошел с руководителем Союза коммунистов Югославии и главой правительства Югославии И. Броз Тито (август 1949 г.). Отношения с Югославией были надолго испорчены. В 1947 г. Советский Союз побудил страны Восточной Европы отказаться от участия в американском «плане Маршала», который предусматривал оказание крупной экономической помощи по восстановлению послевоенной Европы. Американцы предоставляли помощь на условиях контроля над экономической политикой страны – получателя помощи, не давая свободы в расходовании полученных средств и требуя полного открытия внутреннего рынка для американских товаров. Для стран Восточной Европы такие условия означали отказ от политики национализации и сохранение частнокапиталистической экономики. Правительство США изначально понимало неприемлемость таких условий для СССР и не собиралось предоставлять помощь ему и его союзникам. Помощь была оказана странам Западной Европы с тем, чтобы не дать и там прийти к власти левым силам. Фактически 80 % выделенных средств представляли собой кредиты на закупку американских товаров. В ответ на «план Маршала» СССР и его восточноевропейские союзники в 1949 г. образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого налаживалось активное экономическое сотрудничество. В 1948 г. обострились отношения между СССР и США по германскому вопросу. США взяли курс на раздел Германии путем создания в западных зонах оккупации (американской, английской и французской) государства с демократией западного образца. В ответ на эти действия Сталин дал указание ограничить доступ в Восточную Германию, и прежде всего в Западный Берлин, граждан и товаров из западных зон оккупации. Возник так называемый берлинский кризис. Советская сторона была готова его урегулировать при условии отказа Запада от сепаратного раздела Германии. Однако западные страны не пошли на уступки. 20 сентября 1949 г. в западной «тризонии» образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 г. в советской зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Статус Западного Берлина остался не урегулирован, хотя блокада его была прекращена. На фоне берлинского кризиса США в 1949 г. организовали Североатлантический союз (НАТО – NATO, North Atlantic Treaty Organization), направленный против СССР. Изначально членами НАТО стали США, Канада, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия и Португалия. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 – ФРГ. После вступления в НАТО ФРГ СССР и его союзники создали в мае 1955 г. военно-политическую Организацию Варшавского договора (ОВД). На Дальнем Востоке противостояние СССР и США проявилось в ходе гражданской войны в Китае, которая закончилась победой коммунистов в 1949 г., и войны в Корее 1950–1953 гг. Корейская война явилась наиболее крупным и опасным локальным конфликтом после завершения Второй мировой войны. В мае 1948 г. на юге Корейского полуострова, освобожденного в 1945 г. от японских захватчиков, образовалась Корейская республика, а на севере полуострова в сентябре 1948 г. – Корейская Народно-Демократическая Республика. Граница между ними проходила по 38-й параллели. В июне 1950 г. КНДР с согласия советского руководства и при поддержке Китая начала войну за объединение страны. В результате войска Северной Кореи в несколько недель заняли почти весь юг. США добились осуждения действий КНДР в ООН, и под флагом ООН в Корею были направлены войска США и ряда их союзников. Вскоре они захватили почти всю северную Корею. Тогда около полумиллиона «китайских добровольцев» перешли границу. СССР направил в КНДР несколько сотен военных специалистов и технику. Кроме того, советские самолеты прикрывали с воздуха территории Китая, которые стала бомбить американская авиация. Бои закончились весной 1951 г. восстановлением прежней линии раздела. После долгих переговоров 27 июля 1953 г. было подписано Соглашение о временном перемирии. Обе стороны отошли на 2 км от позиций друг друга, создав демилитаризованную зону под совместным контролем. В ходе войны по разным данным было убито и ранено 2–4 млн корейцев и китайцев. США потеряли убитыми около 33 тыс. военнослужащих. Число погибших советских летчиков, советников, техников – 299 чел. Сдержанная позиция советского руководства привела к тому, что локальный военный конфликт не перерос в крупномасштабную войну с участием СССР и США. Президент Трумэн также проявил сдержанность и отверг предложения своих советников об использовании ядерного оружия в Корее. «Холодная война» оказала существенное негативное воздействие на экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период.
|