![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы отбора товаров в производственную программу
1. Использование матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ), которая позволяет компании классифицировать товары по его доли на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли.
Рис. 9.1. Матрица Бостонской консультативной группы
2.
Рис. 9.2. Матрица «Эффект-выпуск» Пример Таблица 9.3.
Изделия будут включаться в производственную программу в следующей последовательности: В, Г, Б, Д, А. 3. Линейное программирование Линейное программирование применяется при принятии оптимальных плановых решений. Пример Определить оптимальный объем производства двух видов продукции А и В, обеспечивающих максимальные прибыли при следующих ограничениях: - расход материальных ресурсов на 1 изделие А=5 кг; В=8 кг. - расход трудовых ресурсов А=10 чел× час; В=5 чел× час. Лимит по материальным ресурсам - 3500 кг, по трудовым - 6000 чел× час. Планируемая прибыль от изделия А - 30 руб., от В – 20 руб. X1 – выпуск изделия А; X2 – выпуск изделия В.
7000-16X2+5X2=6000, -11Х2 = -1000, X2 = 91, X1=555. 30× 555+20× 91=18470 – максимальная прибыль, которую можно получить при данных ограничениях.
Планирование производственной мощности
Понятия «производственная мощность» и «производственная программа» в плановых расчетах не идентичны. Производственная мощность (ПМ) показывает способность предприятия в определенных условиях выпускать максимальное количество продукции в натуральном выражении в определенный промежуток времени. Производственная программа (ПП) характеризует степень использования производственной мощности в плановом периоде. Планирование ПМ основано на ряде факторов, от которых зависит ее величина: ü количество и производительность оборудования; ü качественный состав оборудования; ü качество сырья и материалов и своевременность их поставки; ü фонд времени работы оборудования; ü уровень организации производства и труда. Планирование ПМ предприятия осуществляется в следующей последовательности: 1. По группам технологического оборудования
Тэф – эффективный фонд времени работы оборудования, час. Пч – часовая производительность единицы оборудования, т/час. 2. По производственным участкам (цехам)
Куст – количество установленного оборудования в цехе. 3. По предприятию в целом. ПМ предприятия определяется по производственной мощности ведущих цехов (участков, оборудования). К ведущим относятся цеха (участки, оборудование), где выполняются основные технологические операции. На основе расчета ПМ выявляются узкие места. Узкое место – несоответствие ПМ цеха (участка, оборудования) производственной мощности ведущего цеха (участка, оборудования). Пример На машиностроительном заводе ведущим является сборочный цех, ПМ которого 90 тыс. тракторов в год. Рис. 9.3. Диаграмма мощности предприятия Для устранения узких мест необходимо проводить организационно-технические мероприятия: ü модернизацию действующего оборудования; ü лизинг оборудования; ü установку дополнительного оборудования; ü переход на 3-х сменный режим работы. В расчет ПМ предприятия включают все оборудование, закрепленное за основными производственными цехами, за исключением резервного, опытных участков и специальных участков для обучения рабочих. ПМ предприятия в течение года изменяется, поэтому различают: входную, выходную и среднегодовую производственные мощности. Входная ПМ – мощность на начало года. Выходная ПМ – мощность на конец планового года с учетом ввода и выбытия оборудования за счет капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и организации производства. Выбытие ПМ происходит по причинам износа оборудования, уменьшения трудоемкости, окончания срока лизинга. Среднегодовая ПМ рассчитывается по формуле: t1 (t2) – количество месяцев с момента ввода (выбытия) до конца года.
Планирование выпуска продукции
1. Анализ портфеля заказов предприятия. На этом этапе выбирается представитель продукции, занимающий наибольший удельный вес в портфеле заказов. 2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на 1 вид продукции, принятый в качестве представителя. Пример Требуется изделия Б и В привести к изделию – представителю А. Суммарная трудоемкость изделий: по А – 28 часов; по Б – 32 часа; по В – 16 часов. Годовой выпуск изделий: А – 1200 штук; Б – 400 штук; В – 840 штук. Коэффициент пересчета (Кпер): А – 1; Б – 32/18=1.14; В – 16/28=0.57. Программа в пересчете на изделие А: 1200+400 × 1.14+840 × 0.57=2135 штук. Далее план продаж должен быть скорректирован на величину изменения остатков готовой продукции, планируемых на конец года. 3. Анализ использования среднегодовой ПМ предприятия в отчетном периоде.
В – годовой выпуск продукции. 4. Планирование увеличения коэффициента использования ПМ в планируемом периоде, которое может быть достигнуто за счет реализации внутрипроизводственных резервов. Различают экстенсивные и интенсивные внутрипроизводственные резервы. К экстенсивным внутрипроизводственным резервам относится увеличение полезного времени работы оборудования за счет сокращения внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов. Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годной продукции. 5. Определение возможного выпуска продукции на основе действующих производственных мощностей. На этом этапе составляется баланс ПМ: 1. Мощность на начало планового периода. 2. Увеличение мощности в планируемом году за счет: ü реконструкции; ü ввода в действие новых и расширения действующих; ü получения в лизинг. 3. Уменьшение мощности в планируемом году за счет: ü увеличения трудоемкости; ü изменения режима работы; ü передачи в лизинг; ü износа оборудования. 4. Мощность на конец планируемого периода ПМ=ПМвх+ПМвв-ПМвыб 6. Экономическая оценка плана производства. Эффективность производственной программы характеризуют следующие показатели: ü рентабельность продукции
П – прибыль от реализации; С – себестоимость реализованной продукции; ü рентабельность продаж
В – выручка; ü рентабельность капитала
Тема 10. Планирование материально- технического обеспечения производства
Содержание и задачи плана
|