![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в конкурентных преимуществахСтр 1 из 2Следующая ⇒
В середине 1990-х годов глобальная электронная промышленность перешла с аналоговых технологий на цифровые. В цифровой технологии аналоговые сигналы перед передачей преобразуются в цифровой формат. Поистине революционные прорывы в методиках выявления и исправления различных ошибок при передаче данных значительно улучшили качество этой передачи. Яркими примерами, наглядно демонстрирующими огромную разницу между аналоговыми и цифровыми технологиями, могут служить долгоиграющие грампластинки и компакт-диски. В первом случае звук записывается на виниловом диске путем нанесения канавок, и игла проигрывателя выявляет микроскопические изменения в этих канавках. Если же говорить о CD, то в данном случае на серебряные платы наносятся мельчайшие отверстия; наличие такой пробивки означает двоичную цифру 1, а ее отсутствие — 0. Звук возникает при определении лазером последовательности участков металлизированной поверхности и нанесенных на нее отверстий. В результате долгого хранения и частого использования пластинок их звучание со временем ухудшается, а записи на компакт-дисках могут проигрываться и храниться практически вечно. Другими явными преимуществами цифровой технологии являются конвергенция и широкополосная связь. Конвергенция означает слияние разных элементов и компонентов, которые до этого были совершенно самостоятельными; а широкополосные каналы обеспечивают мгновенную передачу огромных массивов цифровой информации по высокоскоростному Интернету. Например, если раньше люди в основном слушали музыку на CD, то теперь они могут сохранять записи в формате МРЗ, проигрывать их с помощью разных устройств, скажем компьютера или iPod, и в реальном времени обмениваться аудиофайлами с другими пользователями через специальные сайты, обеспечивающие коллективный доступ к информации. Все эти достижения, открытия и находки привели к тому, что электронная отрасль оказалась на пороге всеобщей мо-дуляризации (т. е. ее продукты все больше расчленяются на модули); кроме того, ее изделия все быстрее становятся товарами массового спроса, а их жизненный цикл неуклонно сокращается [4]. Как уже говорилось, в эпоху аналоговых технологий разрыв между Sony и Samsung Electronics был огромным. Далее, модуляризация означает, что стоимостная цепочка, т. е. последовательность операций по созданию продукта, делится на относительно независимые модули. Условия для модуляризации, то, как система, составляющая продукт, делится на многочисленные модули, и то, как эти модули объединяются друг с другом, определяет архитектурная инновация [5]. Поскольку модуляризация ограничивает взаимодействие между отдельными модулями, она снижает стоимость замены комплектующих или затраты на изменение цепочки ценности. Это облегчает замены отдельных модулей, стимулируя тем самым новаторство и технический прогресс, а благодаря узкой специализации модулей фирма получает возможность пожинать отличные плоды в результате экономии, обусловленной масштабами производства. Это снижает производственные затраты при одновременном повышении эффективности продукта. Яркий пример выгод, обеспечиваемых модуля-ризацией, представляет собой персональный компьютер. Фирмы, работающие в этом секторе, обычно специализируются на каком-то одном модуле, как например Intel —на микропроцессорах, Microsoft — на операционных системах, a Seagate — на накопителях на жестких дисках. Кроме того, в эпоху цифровых технологий жизненный цикл продукта становится намного короче. Новые модели ПК, оснащенные более быстро действующими центральными процессорами, более емкими накопителями на жестких дисках и большей оперативной памятью сегодня появляются на рынке каждые несколько месяцев. В результате цена на старые модели быстро снижается, а новые могут претендовать на высокую цену только довольно небольшой период времени, до появления следующей версии. А компании, которые опаздывают с выводом на рынок новых продуктов, не могут компенсировать свои затраты на их разработку, поскольку к моменту их появления цена на них уже довольно сильно падает. Эта тенденция усиливается конвергенцией разных продуктов. Например, раньше телевизор и ПК были совершенно разными изделиями, но теперь, в результате всеобщего перехода на цифровые технологии, они имеют целый ряд общих функциональных характеристик. Как видно из рис. 2.1, цифровой телеприемник с точки зрения объемов программного обеспечения и количества используемых транзисторов намного больше похож на ПК, чем на своего непосредственного предка — телевизор аналоговой эры. Поскольку современный цифровой телеприемник по своим характеристикам больше напоминает ПК, эти две сферы бизнеса приобретают все больше и больше общих черт. Их продукты все быстрее подвергаются коммодитизации, у них все менее продолжительный жизненный цикл, для фирм обоих этих секторов все чаще характерна горизонтальная специализация, а модуляризация, которая уже давно служит отличительной особенностью отрасли по выпуску ПК, сегодня все чаще применяется и в производстве цифровых телевизоров. Все это означает, что компаниям, выпускающим телеприемники, приходится корректировать свои стратегии, поскольку стратегии, применявшиеся ими для производства аналоговых устройств, уже неприменимы. По мнению Клейтона Кристенсена, автора книги «Дилемма инноватора», цифровая технология является «подрывной». Базируясь на своем исследовании технологического новаторства в отрасли по выпуску накопителей на жестких дисках, Кристенсен утверждает, что компании из этой сферы вполне успешно реагируют на постепенные инновации, например на новые технологии для повышения продуктивности, но, сталкиваясь с трудными задачами адаптации «подрывных» инноваций, они обычно теряются. В результате они задерживаются в развитии, а качество их продуктов снижается [6]. Если говорить о Sony, то в свое время владение стандартами и навыки в сфере миниатюризации продуктов помогли этой компании достичь серьезного конкурентного преимущества, но сегодня оно намного менее заметно и значимо, нежели в прошлом [7]. В последнее время конкурентное преимущество Sony в области выпуска стратегических компонентов начало ослабевать. Технология магнитного барабана, которая раньше использовалась в видеомагнитофонах, в век цифровых DVD уже практически бесполезна, а электронно-лучевые трубки Trinitron не имеют большой ценности в эпоху LCD-телевизоров. И даже DVD уже, в общем, устарели, ведь отрасль все больше переходит на флеш-память - технологию, в которой вообще не используются диски или другие физические устройства. В сфере же цифровых технологий Sony всегда была слаба, особенно в области сетевых и информационных технологий; ее технологическое преимущество в этих секторах ограничивалось автономными цифровыми аудио- и видеопродуктами, такими как CD и DVD. Кроме того, компании явно недостает архитектурных компетенций, а ведь без них невозможно сконструировать платформы, на базе которых будут создаваться новые продукты самых разных типов. Сегодня в области разработки цифровых продуктов без таких навыков просто не обойтись. А вот новичкам, подобным Samsung Electronics, стремительно наступающая эпоха цифровых технологий дала отличную возможность быстро сравняться со старожилами электронной индустрии.
|