Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) Определение нормируемых Регистром судоходства и Кодексом ИМО параметров остойчивости
Требования к остойчивости неповрежденных судов Международной Морской Организации (IMO) содержатся в Code on Intact Stability for All Types of Ships Covered by IMO Instruments (Кодекс остойчивости ИМО) и определяют предельные значения следующих параметров для судов всех типов: ü критерий погоды; ü угол крена от действия постоянного ветра; ü наибольшее плечо и угол максимума диаграммы статической остойчивости; ü площади диаграммы статической остойчивости до углов крена 30, 40° (или угла заливания, если он меньше) и между 30 и 40° (или углом заливания); ü исправленную начальную метацентрическую высоту. Для проверки остойчивости по требованиям Кодекса выполняем расчеты нормируемых параметров. Значения нормируемых Кодексом остойчивости величин приведены в табл. 5.16. Проверка остойчивости судна по критерию погоды выполняется с помощью ДСО, построенной для принятого варианта нагрузки (рис. 5.5). На рис. 5.5: θ 1– угол крена судна при качке навстречу шквалу от исходного положения; θ 1r – угол условной амплитуды бортовой качки судна на волнении; θ w 2– угол крена судна, равный 500, или θ f, или θ с (берется меньшее значение); θ w 1– угол крена, вызванный постоянным ветром; θ f – угол заливания (угол крена судна, при котором входят в воду открытые отверстия на корпусе); θ с – угол, соответствующий второй от посадки прямо точке пересечения кренящего плеча l w2 с диаграммой статической остойчивости. lwl – плечо постоянного кренящего момента, вызванного постоянным ветром; lw2 – плечодинамически действующего на судно момента от порыва ветра.
Рис. 5.5 Проверка остойчивости судна по критерию погоды.
Считается, что судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости. На судно будет действовать постоянный кренящий момент от ветра. 1) Определяем плечо lwl (м) постоянного кренящего момента: lw1 =(Zр + d/2) Av·Pv / Δ ∙ 1000g = (7, 76+5, 95/2)1646, 7*504/11018, 013*1000*9, 81 = 0, 082 (м); где Zр, м – возвышение центра парусности над действующей ватерлинией, соответствующей осадке d; Av, м2– площадь парусности т/х при осадке d; Pv, Па – расчетное давление ветра, которое принимается в зависимости от района плавания (для неограниченного района плавания Pv= 504 Па); Δ – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки; g – ускорение свободного падения принимается равным 9, 81 м/с2. Величины Zp (м) и Av (м2) рассчитываем по формулам:
Zp =[Av0· Zp0 – (Av0 – δ A/2)(d – d0)]/ (Av0 – δ A) = (2040*8, 84-(2040-393, 3/2)2, 85)/1646, 7 = 7, 76 (м); δ A= L· (d – d0) = 138*2, 85 = 393, 3 (м2); Av= Av0 – δ A= 2040-393, 3 = 1646, 7 (м2);
где d0 – средняя осадка порожнего судна (d0 = 3, 1 м для т/х «Вячеслав Шишков»); Zр0 – возвышение парусности порожнего судна над действующей ватерлинией (Zр0= 8, 84 м для т/х «Вячеслав Шишков»); L – длина действующей ватерлинии (для т/х «Вячеслав Шишков» принимается равной 138 м). 2) Определяем статический угол крена θ w1, вызванный постоянным ветром. Для этого на ДСО откладываем плечо постоянного кренящего моментаlwl и проводим горизонтальную линию. Точка пересечения этой линии с кривой l(θ)дает статический угол крена, вызванный постоянным ветром: θ w10 = 7°. Угол крена от постоянного ветра θ W1 не должен превышать 16º или 0, 8 угла, при котором входит в воду кромка открытой палубы θ d (а при перевозке контейнеров – больше 0, 5 того же угла). Определяем угол входа палубы в воду: θ d = arctg[2(D–d)/B] = arctg(2(12-5, 95)/20, 6) = arctg 0, 5874 = 30, 43 0; где D – высота борта, м; d – средняя осадка судна, м; B – ширина судна по ватерлинии, м. Проверяем выполнение требования . 3) Определяем плечо lw2 динамически действующего на судно момента от порыва ветра: lw2 = 1, 5·lw1= 1, 5*0, 082 = 0, 123 м. Полученное плечо откладывается на ДСО и проводится горизонтальная линия. 4) Определяем условную амплитуду бортовой качки судна θ 1r. Для судна со скуловыми килями: = 109*0, 97*0, 8*0, 97 = 15, 350. Входящие в вышеприведенную зависимость коэффициенты определяются из табл. 5.12-5.15. Множитель X1 определяют из табл. 5.12 по отношению ширины судна к его осадке В / d = 20, 6/5, 95 = 3, 46; X1= 0, 8. Таблица 5.12 Множитель X1
МножительX2 = 097, определяют из табл. 5.13 по значению коэффициента общей полноты δ. Таблица 5.13 Множитель X2
Коэффициент общей полноты δ определяется по зависимости: δ = Δ /ρ LBd = 11018/1, 025*138*20, 6*5, 95 = 0, 636; где L – длина судна, м; В – ширина судна, м; Δ – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки, т; ρ – плотность забортной воды, т/м3; d – осадка судна, м. Таблица 5.14 Коэффициент k
Величину k = 0, 97, выбирают из табл. 5.14 по величине {Аk / LB} × 100 =, где Аk =36, 0 м2 для т/х «Вячеслав Шишков»; Параметр r определяется по формуле: r = 0, 73+[0, 6(zg – d)/d]= 0, 73+(0, 6(7, 89-5, 95)/5, 95) = 0, 926. Значение r не должно приниматься больше 1 Безразмерный множительS = 0, 038, определяется по табл. 5.15 в зависимости от района плавания судна и периода качки τ θ , который рассчитывается по формуле: τ θ = 2сВ/ = 2*0.394*20.6/ = 19.83; гдес = 0, 373+0, 023 В/d − 0, 043 L/100 = 0.373+0.023*20.6/5.95-0.043*138/100 = 0.394; h– исправленная метацентрическая высота (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов). Таблица 5.15 Множитель S
Полученное значение угла θ 1r откладываем на ДСО влево от угла θ w1, и проводим вертикальную линию от кривой l(θ) до горизонтальной линии плеча lw2. 5) Вычисляем и сравниваем площади а и b, заштрихованные на рис. 5.5. Площадь b ограничена кривой l(θ) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу lw2, и углом крена θ w2 = 50°, либо углом заливания θ f, либо углом крена θ С, соответствующим точке второго пересечения прямой lw2 с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из этих углов меньше. Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw2 и углом крена, равным θ w1 − θ 1r. Определяем величины площадей а и b. С погрешностью в безопасную сторону по форме их можно принять за треугольники: а=[0, 5· (θ 1 – θ 2)· l1]/57, 3°= 0.5*17*0.205/57.3 = 0.03 м· рад; b=[0, 5· (50° – θ 2)· l2]/57, 3°= 0.5*40.6*(1.6-0.123)/57.3 = 0.52 м· рад;
6) Определяем значение критерия погоды (критерия сильного ветра и бортовой качки по Кодексу ИМО): К = b/а = 0.52/0.03 = 17.33. Остойчивость судна по критерию погоды К = 17.33считается достаточной, т.к. К ≥ 1.
Результаты расчета критерия погоды сводятся в табл. 5.16. Таблица 5.16 Расчет критерия погоды
|