Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которы­ми понимаются приемы, способы и средства его осуществления






 

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которы­ми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. К ним отно­сятся: ревизии, наблюдение, обследование, анализ, проверки и др. Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверя­емого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финан­совой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и оп­рос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий*. Анализ также направлен на выяв­ление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитичес­ких приемов.

 
 


*Подробнее о налоговых проверках см. главу IV настоящего пособия.

 

Основным методом финансового контроля является ревизия, т.е. обследо­вание с целью установления законности финансовой дисциплины на кон­кретном объекте. Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Доку­ментальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых доку­ментов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии прове­ряются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материаль­ных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценнос­тей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находя­щихся на складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии носят плановый характер. О проведении ревизии изве­щаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии в случае поступле­ния жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих не­медленной проверки.

Внеплановые ревизии могут проводиться различными контрольными ор­ганами, о которых подробно говорилось ранее.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансо­вая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплекс­ные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры не­скольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчис­ления налогов).

Ревизоры наделены широким кругом прав, а именно:

- проверять первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактичес­кое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основ­ных фондов;

- проводить частичные или сплошные инвентаризации;

- опечатывать склады, кассы, кладовые;

- проверять в их финансовых учреждениях и кредитных организациях до­стоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;

- привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

- получать от должностных и материально ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Наряду с этим ревизор может изъять некоторые документы, если их со­хранность не может быть гарантирована или совершены подлоги и подделки материалов. Изъятия производятся только на основании постановления орга­нов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие должно оформляться протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу проверяемого предприятия, организации.

Проведение ревизий в системе отраслевых министерств и ведомств имеет свою специфику, вместе с тем можно выделить общие требования, предъяв­ляемые к проведению ревизии, независимо от проверяемого субъекта.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений минис­терства, ведомства, состоящих на республиканском бюджете Российской Фе­дерации, проводятся не реже одного раза в два года, а в подразделениях, со­стоящих на хозяйственном расчете, - не реже одного раза в год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т.е. охватывают не только финансово-хозяйственную, но и производственную деятельность. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подраз­делению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководителя, начальника финан­совой службы.

Срок проведения ревизии не может превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизор проверяет, анализирует и использует различные. документы, например, материалы инвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладные и т. п.), хозяйственные догово­ры, материалы обследований и проверок, проведенных банком.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся путем:

- проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообраз­ности производственных операций;

- проверки соответствия бухгалтерских записей содержанию операций, фактическому выполнению работ или оказанию услуг;

- внезапной проверки фактического наличия денежных средств, матери­альных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным;

- взаимного контроля операций и документов;

- проведения встречных проверок;

- анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразде­лений.

При проведении ревизии, проверки применяются сплошной и выбороч­ный методы проверки документов. При сплошном методе проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций. Кассо­вые и банковские документы проверяются только сплошным методом.

При выборочном методе проверяется часть документов. Объем выбороч­ной проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, а так же характером проверяемых операций. При этом ревизор обязан указать, ка­кой конкретно объем документации и период проверен выборочно. В тех слу­чаях, когда выборочной проверкой установлены факты серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить сплошным методом, а в случае необходимости - за период, охваченный предыдущими ре­визиями.

При проверке ревизор должен обратить особое внимание на документы, оплаченные наличными деньгами вместо безналичных расчетов, а также за­чтенные по взаимным расчетам за реализованные ценности и оказанные ус­луги, на документы и наряды, по которым произведена оплата лицам, не со­стоящим в штате подразделения, на акты по списанию товарно-материальных ценностей и др.

Ревизии и проверки могут подразделяться на следующие виды:

- ревизия, проверка кассы и кассовых операций;

- ревизия банковских операций;

- ревизия операций по начислению денежного довольствия и заработной платы;

- ревизия расчетных операций;

- ревизия сохранности и использования материальных ценностей;

- ревизия основных средств;

- ревизия учета бланков строгой отчетности;

- проверка организации бухгалтерского учета;

- проверка пенсионной работы;

- проверка работы с письмами, заявлениями и жалобами по вопросам бесхозяйственности и др.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - до­кумент, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лица­ми, производившими ревизию, проверку, руководителем и главным бухгал­тером объединения, предприятия, организации, учреждения, на котором проводилась проверка. При наличии возражений или замечаний по акту ру­ководитель и главный бухгалтер приобщают к нему свои замечания и возра­жения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты про­верки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях ли­ца и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры от­ветственности виновных должностных лиц.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного матери­ального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатывают­ся предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением реше­ний, принятых по результатам ревизии.

Должностные лица, по вине которых допущены нарушения и о которых говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения реви­зии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, пред­ставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов Федерации и местным финансовым органам по их требованию.

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяет­ся не только правильным и точным выбором определенного метода контроля, но и эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что яв­ляется важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушени­ями в сфере финансов.

Выявление доходов, сокрытых от налогообложения - важнейший аспект борьбы с преступностью в сфере экономики, поскольку налоговые преступле­ния теснейшим образом связаны с различными экономическими, должност­ными и другими правонарушениями. Пресечение сокрытия доходов от налогов позволяет сократить ту финансовую базу, на которой возникает и функциони­рует экономическая, а также организованная преступность и коррупция. Ре­шение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.

Среди выработанных практикой методов подобного взаимодействия мож­но назвать следующие:

- обмен оперативной информацией о нарушениях налогового законода­тельства;

- проведение совместных финансовых проверок на предприятиях и в ор­ганизациях, в том числе документальных и фактических ревизий, обследова­ний по поводу выявления сокрытых от налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью;

- оказание налоговым инспекциям помощи в изъятии документации, опе­чатывании самих проверяемых объектов (складов, киосков и т. п.);

- установление с помощью органов внутренних дел местонахождения юридических лиц или граждан, скрывающихся от налогообложения;

- совместными усилиями проводится профилактическая работа среди юридических и физических лиц по предупреждению правонарушений в дан­ной сфере;

- оказание технической помощи налоговым органам;

- проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и ма­териальных средств на проверяемых объектах;

- анализ процесса уплаты налогов в бюджет различными субъектами, что да­ет возможность для сравнения финансовой деятельности аналогичных предпри­ятий, а следовательно, и сравнения сумм уплачиваемых налогов в бюджет и т. п.

В последнее время особенно остро стоит вопрос о целевом использовании бюджетных средств различными хозяйствующими субъектами. В целях орга­низации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов, а также определения эффективности и целесообразности рас­ходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других кредитных организациях в январе 1995 года была создана, как отмечалось ранее, Счетная палата Российской Федерации. Законодательно предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими контрольными органами Российской Федерации, которые обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам ин­формацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счет­ная палата может привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях госу­дарственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе — негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов*.

 
 


* СЗ РФ. 1995. Ns 3. Ст. 167.

 

Законодательством предусмотрено также взаимодействие правоохрани­тельных органов с аудиторскими фирмами и аудиторами. Так, в соответствии с п. 10 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федера­ции, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декаб­ря 1993 года, правоохранительные органы при наличии санкции прокурора в соответствии с процессуальным законодательством вправе дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки эко­номического субъекта при наличии в их производстве возбужденного (возоб­новленного производством) уголовного дела*. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.


* Собрание актов Президента и Правительства РФ (далее - САПП РФ). 1993. №52. Ст. 5069.

 

Оплата работы аудитора при проведении подобной проверки производит­ся предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по став­кам, ежегодно утверждаемым Правительством страны, с учетом средней став­ки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств ре­спубликанского бюджета Российской Федерации с последующим возмеще­нием на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа Федерального казначействам за счет имущества эконо­мического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же ос­нованиям по поручению правоохранительных органов производятся только за счет средств бюджета и не могут быть осуществлены аудитором или ауди­торской фирмой, проводившими первоначальную проверку.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поруче­нию правоохранительных органов, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения ука­занных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Если в ходе проверки аудитором или аудиторской фирмой были выявле­ны серьезные финансовые нарушения, которые могут повлечь возбуждение уголовного дела и о которых не было сообщено правоохранительным орга­нам, лицензия на осуществление аудиторской деятельности может быть ан­нулирована выдавшим ее органом.

В соответствии с п. 11 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 27 августа 1993 г. *, органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

 
 


* ВВС РФ. 1992. № 50. Ст. 2978; САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320.

 

Особая роль отводится взаимодействию правоохранительных органов с Ми­нистерством финансов Российской Федерации как главным органом в системе финансовых исполнительных органов государства, а также с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в сфере осуществления внеш­неэкономической деятельности.

Роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отноше­ний многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эф­фективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях фи­нансовой системы. Взаимодействие правоохранительных органов с различны­ми контрольными органами в процессе осуществления финансового контроля дает возможность не только выявить и пресечь, но и предотвратить совершение правонарушений в финансовой сфере.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение финансового контроля. Каково его значение?

2. Назовите виды финансового контроля в зависимости от субъектов его осуще­ствления.

3. Какие существуют виды финансового контроля в зависимости от времени его проведения?

4. Назовите виды финансового контроля в зависимости от его содержания.

5. Какие органы государственной власти осуществляют государственный фи­нансовый контроль?

6. В чем сущность независимого (аудиторского) контроля?

7. Охарактеризуйте местный финансовый контроль.

8. Назовите методы финансового контроля.

9. Почему ревизия выступает основным методом финансового контроля?

10. Какие виды ревизий существуют?

11. Каково юридическое значение акта ревизии?

12. Назовите основные формы взаимодействия контрольных органов.

 

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

 
 


Глава III БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 
 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал