Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговое правоотношение
Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания. В ст. 9 Налогового кодекса РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Субъектами налогового правоотношения являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами; 3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения; 4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); 6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы (финансовые органы) - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом; 7) органы государственных внебюджетных фондов; 8) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Налоговый кодекс РФ, определяя участников налоговых правоотношений, вводит новые понятия, ранее не используемые в налоговом законодательстве России. Речь идет о налоговых агентах, сборщиках налогов и (или) сборов, а также о взаимозависимых лицах. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговыми агентами, например, являются работодатели при исчислении, удержании и перечислении в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, взимаемых с заработной платы и иных доходов своих работников. Налоговый Кодекс вводит новое понятие «сборщик налогов». В соответствии со ст. 25 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов. Учитывая особенность развития рыночных отношений в стране, с целью усиления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс РФ закрепляет возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этих целей налогообложения вводится категория взаимозависимые лица». В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В Налоговом кодексе используется понятие «физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации». Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территорий Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговой правоотношение - обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения - связанные, но не идентичные понятия. Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношений. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право: - получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; - получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; - получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ; - на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; - представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; - представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; - присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; - получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога; - требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам; - обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; - требовать соблюдения налоговой тайны; - требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики обязаны: - уплачивать законно установленные налоги; - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ; - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; - предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; - в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: - об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях -в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; - о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; - об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Налоговые агенты обязаны: - правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; - в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; - вести учет выплаченных налогоплательщиками доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; - представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права и обязанности сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей сборщики налогов несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Новеллой законодательства о налогах и сборах являются нормы, регулирующие представительство в налоговых отношениях. В соответствии со ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Данное правило распространяется на сборщиков сборов и налоговых агентов. Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговым кодексом закрепляется положение гражданского законодательства РФ о том, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 182, 185-189 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ закрепляет права и обязанности налоговых органов, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы вправе: - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ; - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов; - приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; - осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам; - определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органом необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; - требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; - взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ; - контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам и другие права, предусмотренные НК РФ. Налоговые органы обязаны: - соблюдать законодательство о налогах и сборах; - осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; - вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; - проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; - осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; - соблюдать налоговую тайну; - направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Положением «О федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации 25 сентября 1999 г. № 1272 *. * Российская газета. 1999. 30 сент.
Органы налоговой полиции полномочны: - производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов; - проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности; - осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность; — по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках; — осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской федерации «О федеральных органах налоговой полиции». Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обязательств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» утверждены Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. В приложении к данным Правилам приводится перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков*. *Российская газета. 1999. 24 марта.
|