Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование аудита в банковской системе






 

В соответствии с банковским законодательством, а также с приказом Цент­рального Банка России от 10 сентября 1997 г. № 02-391 о введении в действие Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Фе­дерации деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имею­щей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.

Банковский аудит выступает одним из видов аудиторской деятельности. Его основной целью является установление достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершаемых ими операций действующему законодательству страны.

Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской дея­тельности и выдачи соответствующих лицензий в области банковского ауди­та Банком России создается Центральная аттестационно-лицензионная ау­диторская комиссия (далее - ЦАЛАК). Ее функции, права, порядок принятия решений устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России.

Решение по вопросу о выдаче квалификационного аттестата аудитора на право осуществления банковского аудита принимается ЦАЛАК Банка России после проведения аттестации (квалификационного экзамена) претендентов, ко­торую проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. К аттестации до­пускаются лица, имеющие экономическое или юридическое образование и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником, бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в банковской системе.

За проведение аттестации взимается плата в 20-кратном размере минималь­ной оплаты труда. ЦАЛАК Банка России рассматривает результаты аттестации и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче аттестата претендентам, ко­торый представляется сроком на три года. Если в течение двух лет с момента по­лучения аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в каче­стве аудитора в области банковского аудита, ЦАЛАК Банка России принимает решение об аннулировании аттестата.

Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие.аудиторы, имеющие лицензию Банка России. Вопрос о выдаче лицензии аудитору, работающему самостоятельно, рассмат­ривается при условии наличия у аудитора общего стажа работы на постоян­ной основе не менее трех лет в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций. Лицензия ау­диторской фирме выдается только при наличии определенного минимально­го уставного капитала, а также при условии, что в фирме должны работать не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осу­ществления банковского аудита.

За выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в обла­сти банковского аудита сроком на один год с аудиторской фирмы (аудитора) взимается сбор. Лицензия выдается ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора). Аудитор­ская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение кото­рого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудитор­ской деятельности Банка России.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо пред­принимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, консультированию в во­просах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного зако­нодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредит­ным организациям по профилю своей деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предус­мотренных законодательством.

Аудиторская фирма имеет право открывать на территории страны и за ее пределами филиалы и представительства.

Для проведения аудиторской проверки кредитная организация самостоя­тельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора). Аудиторская проверка не может проводиться:

- аудиторами, являющимися учредителями, акционерами проверяемой кредитной организации либо. состоящими в близком родстве или свойстве с указанными лицами или руководителями и иными должностными лицами проверяемой кредитной организации, несущими ответственность за соблю­дение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- аудиторскими фирмами в отношении кредитных организаций, являю­щихся их учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками, а так­же в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

- аудиторскими фирмами (аудиторами), оказывавшими данной кредит­ной организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

При проведении аудиторской проверки аудиторским фирмам (аудиторам) предоставлено право:

- самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, ис­ходя из требований законодательства, конкретных условий договора либо со­держания поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арби­тражного суда, Центрального банка РФ;

- проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денеж­ных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для ауди­торской проверки;

- получать по письменному запросу необходимую для осуществления ау­диторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содейст­вии государственных органов, поручивших проверку;

- привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке иных аудиторов;

- отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставле­ния проверяемой кредитной организацией необходимой документации, а также по иным основаниям.

Территориальные учреждения Банка России должны обеспечить система­тический контроль за организацией банковского аудита. В недельный срок после начала аудиторской проверки по итогам деятельности за истекший год кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка Рос­сии по месту нахождения своего корреспондентского счета информацию, со­держащую данные об аудиторской фирме (аудиторе), привлекаемой для про­ведения проверки. В случае обнаружения при проведении инспекционных и других проверок кредитных организаций фактов неквалифицированного проведения аудита территориальные учреждения Банка России по месту на­хождения кредитной организации должны обсудить с соответствующей ауди­торской фирмой (аудитором), зарегистрированной в регионе, выявленные нарушения или направить письмо с изложением своих замечаний названной фирме. Копия письма направляется территориальному учреждению Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора).

Территориальные учреждения Банка России ежегодно представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России отчет о деятельности зарегистрированных в регионе аудиторских фирм (аудиторов).

Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключе­ния, производимую соответственно за счет средств заинтересованного эконо­мического субъекта либо за счет средств федерального бюджета. Неквалифи­цированная проверка, приведшая к возникновению убытков у государства или экономического субъекта, является основанием для применения к ауди­торской фирме (аудитору) мер ответственности, предусмотренных Временны­ми правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президен­та Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», среди которых основным является аннулирование лицензии. Названная мера применяется в следующих случаях:

- неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских про­верок или оказания аудиторских услуг;

- обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений;

- осуществления аудиторской фирмой (аудитором) деятельности, не пре­дусмотренной лицензией;

- предоставления названной фирмой полученных ею в ходе аудита сведе­ний третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего на­казание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

- умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоя­тельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кре­дитной организации.

Решение об аннулировании лицензии принимается ЦАЛАК Банка Рос­сии. Оно может быть обжаловано в установленном порядке в суд или арбит­ражный суд.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал