![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебный модуль I «Транспортная инфраструктура».Стр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Логистика и маркетинг»
ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Учебное пособие по лабораторным работам для студентов очной и заочной форм обучения по направлению «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок»
Набережные Челны 2015 г. УДК 658.7 (075.8) Садриев Д.С. Транспортировка в логистических системах: учебное пособие по лабораторным работам для студентов очной и заочной форм обучения по направлению «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок» – Набережные Челны: НЧИ КФУ, 2015. __ с.
Учебное пособие содержит теоретический материал, задания и примеры для самостоятельного выполнения лабораторных работ и решения задач в области транспортной логистики и управления цепями поставок. В пособии приведен список литературы для изучения теоретического материала, выполнения лабораторных работ и решения задач по дисциплине «Транспортировка в логистических системах» для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок».
Рецензенты:
ОГЛАВЛЕНИЕ Учебный модуль I «Транспортная инфраструктура»……….4 Тема 1 «Расчет ключевых показателей (KPI) инфрастру - ктуры железнодорожного транспорта» …………………….4 Тема 2 «Расчет ключевых показателей (KPI) инфрастру -ктуры морского транспорта» ………………………………12 Тема 3 «Расчет ключевых показателей (KPI) инфрастру -ктуры автомобильного транспорта» ………………………17 Тема 4 «Определение оптимального срока замены подвижного состава» ……………………………………….23 Учебный модуль II «Управление транспортировкой» ……28 Тема 1 «Разработка технологического процесса перевозок грузов автомобильным транспортом» ………...28 Тема 2 «Организация перевозок железнодорожным транспортом» ………………………………………………..39 Тема 3 «Маршрутизация грузовых перевозок» …………...45 Тема 4 «Ценообразование на рынке транспортных услуг» ………………………………………………………..65 Тема 5 «Рационализация транспортировки импортных товаров в Россию»………………………………………….…..69 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………………….…………….76
Учебный модуль I «Транспортная инфраструктура». Тема 1 «Расчет ключевых показателей (KPI) инфраструктуры железнодорожного транспорта» (лабораторная работа) Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугороднем и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают 80% общего дохода [12, 13]. 1.1. Основные показатели работы железнодорожного транспорта Объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров – это количество груза, которое подлежит перевозке или уже перевезено, рассчитывается по формуле:
где P i- количество тонн (пассажиров) i – той перевозки. Грузооборот перевозок груза (Gq) и пассажиров (Gп):
где P сум – объем перевозок груза, тонн; l г- среднее расстояние перевозки груза, км.
где P сум – объем перевозок пассажиров, пас.; l п – среднее расстояние перевозки пассажира, км. Средняя дальность перевозки 1тонны и 1 пассажира
где P сум – объем перевозок груза, тонн;
где Pсум- объем перевозок пассажиров, пас;
1.2. Специфические показатели работы железнодорожного транспорта 1.2.1. Объемные показатели Ввоз (Import) – это объем прибытия грузов с других дорог для выгрузки на данной дороге.
где P IM – объем ввозного груза, тонн (пассажиров); P IMi – i -тый объем ввозного груза, тонн (пассажиров). Вывоз (Export) – это объем отправления грузов, погруженных на данной дороге назначением на другие дороги.
где P ЕХ – объем вывозимого груза, тонн (пассажиров); P ЕХi – i-тый объем вывозимого груза, тонн (пассажиров). Транзитом (Tranzit) называются перевозки грузов, станции отправления и назначения которых расположены за пределами рассматриваемой дороги и которые следуют через станции этой дороги.
где P TR – объем транзитных грузов, тонн (пассажиров); P TRi – i -тый объем транзитных груза, тонн (пассажиров). Местное (place) сообщение включает в себя объем перевозок грузов, погруженных и отправленных назначением на станции одной и той же дороги.
где P PL – объем транзитных грузов, тонн (пассажиров); PPLi – i -тый объем транзитных груза, тонн (пассажиров) [12, 13].
1.2.2. Обобщенные показатели Прием (Reception) грузов с других дорог равен сумме ввоза и транзита:
где Сдача (Lease) грузов на другие дороги равна сумме вывоза и транзита:
где Отправление (Sending) грузов по дороге равно сумме вывоза и местного сообщения:
где Прибытие (выгрузка) (Arrival) – сумма ввоза и местного сообщения:
где Среднесуточная погрузка в вагонах Рсут рассчитывается по формуле:
где Ргод – общий годовой объем отправления грузов, т;
Динамическая нагрузка груженого вагона
где
Коэффициент порожнего пробега aпор рассчитывается по формуле:
где Среднее время оборота грузового вагона, т.е. время от начала его погрузки до следующей погрузки
где ln – полный рейс вагона, км; nТ, nу – техническая и участковая (эксплуатационная) скорость поезда, км/ч; LМ – маршрутное плечо, или среднее расстояние, которое проходит вагон между переработками на технических (сортировочных) станциях (с переработкой), км; LB – вагонное плечо, или среднее расстояние, которое вагон проходит между техническими станциями без переработки, км; tпер , tгр – время простоя на одной технической станции с переработкой и без переработки соответственно, ч;
kM – коэффициент местной работы, учитывающий сдвоенные операции погрузки и выгрузки вагона без дополнительной его подачи к местам грузовой работы [12, 13]. Среднесуточный пробег – расстояние, проходимое вагоном рабочего парка в груженом и порожнем состоянии в среднем за сутки, рассчитывается по формуле:
где Среднесуточная производительность вагона рабочего парка:
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка:
где
Коэффициент использования вместимости пассажирских вагонов [12, 13]:
где
Задача 1.1. Определить годовой объем перевозок, грузооборот железнодорожного транспорта РФ используя данные, приведенные в табл.1.1 за 2013 год Таблица 1.1. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.2. Определить среднею дальность перевозки 1 т. груза, если в течение года грузооборот составлял 250 млн.т.км, среднее расстояние перевозки груза за год составляет 5500 км, годовой пробег груженых и порожних вагонов 180 млн.км.
Задача 1.3. Определить годовой объем ввозимого, вывозимого, транзитного груза для Республики Татарстан. Данные представлены в табл.1.2. Таблица 1.2. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.3. Определить динамическую нагрузку груженного вагона, коэффициент порожного пробега, если известно что нетто составляет 46000 т.км., пробег груженного вагона 1230 км, пробег порожного вагона 65 км.
Задача 1.4. Определить среднее время оборота грузового вагона, если полный рейса вагона 1700 км, техническая скорость грузового вагона 61 км/ч, эксплуатационная скорость грузового вагона 51 км/ч, маршрутное плечо 350 км, вагонное плечо 210 км, время простоя на одной технической станции с переработкой 0, 8 ч, время простоя на одной технической станции без переработки 0, 5 ч, среднее время простоя вагона под одной грузовой операцией 7 минут, коэффициент местной работы 0, 6.
Задача 1.5. Определить годовой объем приема, сдачи груза Куйбышевской железной дорогой при следующих данных. Данные приведены за 2013 г. табл.1.3. Построить график принятого и сданного груза, проанализировать данный график. Таблица 1.3. Исходные данные для решения задачи
Тема 2 «Расчет ключевых показателей (KPI) инфраструктуры морского транспорта» Морской транспорт играет особую роль в транспортной системе России. Объясняется это благоприятными физико-географическими условиями страны. Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4, 5 тыс. км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны [12]. 2.1 Основные технико-экономические показатели морского транспорта Водоизмещение судна D – масса вытесненной судном воды – равно массе судна в тоннах. Полная грузоподъемность, или дедвейт судна D в – это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива, воды и грузов, которые может принять судно. Чистая грузоподъемность судна D ч – это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке. Грузовместимость судна – объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах. Регистрационная вместимость судна (объем судна) – мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистрационной тонной, равной 2, 83 м3. Валовая (полная) регистрационная вместимость судна – объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок. Чистая регистрационная вместимость судна – объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах. Рейс судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку. Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от продолжительности рейса и скорости хода судна, стояночное – от производительности погрузочно-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах. Коэффициент ходового времени – отношение ходового времени к общей продолжительности рейса. Коэффициент балластного пробега определяется делением балластного пробега на общий пробег судна. Коэффициент загрузки судна показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза на чистую грузоподъемность судна [12]. Коэффициент использования грузоподъемности судна e ч определяется отношением тонно-миль å Ql к тоннаже-милям å D ч L eч = å Ql ¤ å D ч L Производительность 1т грузоподъемности судна в сутки mТС = S Ql ¤ S DЧТЭ, где S Ql – тонно- мили; S DЧТЭ – тоннаже-сутки. Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется по количеству судов: n расч = S Т Э ¤ 365, где Т Э – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сутки. Грузооборот порта Q П – общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год). Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, пропускная способность и установленная мощность. Пропускная способность ТПК П ТПК – это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить или выгрузить, а суда за соответствующий период (год, квартал, месяц). Установленная мощность Q opt – это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический – грузооборот порта может быть выше его установленной мощности [12].
Задача 1.6. Определить водоизмещение судна, полную грузоподъемность судна, чистую грузоподъемность судна, используя данные табл 1.4. Таблица 1.4. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.7. Определить продолжительность рейса Владивосток- Иокогама, коэффициент ходового времени, коэффициент баластного пробега, коэффициент загрузки судна. Используя данные приведенные в табл. 1.5. Таблица 1.5. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.8. Определить для судоходной компании коэффициент использования грузоподъемности судна, производительность 1 т. грузоподъемности судна в сутки, фактическое количество флота, используя данные таблицы 1.6. Таблица 1.6. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.9. Определить коэффициент использования грузоподьемности судна, производительность 1 т. грузоподьемности судна в сутки, используя данные таблицы 1.7. Таблица 1.7. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.10. Определить годовой грузооборот порта Находка, используя данные табл. 1.8.
Таблица 1.8. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.11. Определить показатель использования грузового судна по грузоподъемности судна, среднею загрузку на 1 т. грузоподъемности грузового судна, при следующих исходных данных табл.1.9. Таблица 1.9. Исходные данные для решения задачи
Тема 3 «Расчет ключевых показателей (KPI) инфраструктуры автомобильного транспорта» 3.1. Определение потребности в подвижном составе для выполнения планового объема перевозок Годовая выработка автомобилей в тоннах (Wq) и тонно-километрах (Wp) при осуществлении грузовых перевозок:
Годовая выработка одного среднесуточного автомобиля, работающего на повременной оплате, определяется в автомобиле-часах:
Годовая выработка одного автомобиля, работа которого учитывается в платных авто-тонно-часах:
Выработка на один автобус в пассажирах Wq.n и пассажиро-километрах Wp.n при осуществлении пассажирских перевозок:
где Дк - количество календарных дней в расчетном периоде α И - коэффициент использования парка подвижного состава; ТН - продолжительность работы подвижного состава на линии, час; VТ - средняя техническая скорость, км/ч; VЭ - средняя эксплуатационная скорость, км/ч; q н - номинальная грузоподъемность, т.; q п - вместимость автобуса, чел.; β - коэффициент использования пробега; gCT - статический коэффициент использования грузоподъемности; gД - динамически коэффициент использования грузоподъемности; gН - коэффициент использования вместимости автобуса; l ЕГ - средняя длина ездки с грузом, км; l р - длина рейса автобуса км; lеп - средняя дальность поездки пассажира, км; t п-р - время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой на одну ездку, ч; n р - количество рейсов, ед.; KCM -коэффициент сменяемости пассажиров, определяется как отношение l р / l еп. [7, 12]
Пример 3.1. Определить потребное количество автомобилей для выполнения планового объема перевозок грузов при следующих исходных данных табл.1.10: Таблица 1.10. Исходные данные для решения примера
Решение 1. Определяем годовую выработку на 1 автомобиль KAMAZ-43253.
IVECO Daily 65C15.
2. Определяем потребное количество автомобилей по каждой марке подвижного состава KAMAZ-43253 IVECO Daily 65C15
Задача 1.12. Определить для городских, пригородных и междугородних маршрутов потребность в автобусах. Исходные данные представлены в табл.1.11. Таблица 1.11. Исходные данные для решения задачи
Задача 1.13. Рассчитать необходимое количество автомобилей КамАЗ-6460 грузоподъемностью 18 тонн для перевозки в течение 10 дней 1000 тонн груза. Расчет произвести при следующих значениях технико-экономических показателей: Тн = 10, 2 ч; Vт = 25 км/ч; tn-.p=0, 5ч; g=0, 85; β =0, 5; 1ЕГ=15 км.
Задача 1.14. Рассчитать количество автомобилей грузоподъемностью 20 тонн для перевозки в течение года 120 тыс. тонн груза (g=0, 6). Каждая единица подвижного состава совершает ежедневно 3 ездки (β = 0, 5). Количество рабочих дней в году – 305. Задача 1.15. Автоколонна из 50 автомобилей КамАЗ 65117, должна в течение одного рабочего дня перевезти 3000 тонн груза. Определить, какова продолжительность рабочего дня при следующих значениях технико-экономических показателей: Qн=14 т; Vт = 39 км/ч; tn-.p=0, 7 ч; g=1; β =0, 5; 1ег= 15 км; aв=0, 75. Задача 1.16. Определить годовую выработку в платных авто-тонно-часах и необходимое количество подвижного состава для перевозки 5000 тыс. тонн груза. Перевозки выполняются автомобилями КамАЗ-53215-0700052-15 грузоподъемностью 11 тонн. Время в наряде -10 часов, коэффициент использования парка - 0, 85; средняя длина ездки с грузом - 20 км, техническая скорость - 25 км / ч, продолжительность погрузочно-разгрузочного времени - 0, 6 ч; коэффициент использования грузоподъемности – 0, 9.
Задача 1.17. Рассчитать необходимое количество автопоездов КАМАЗ 65116-0700019-00 грузоподъемностью 35 тонн для перевозки 1600 тонн кирпичей в паллетах. Масса одной паллеты кирпичей - 1350 кг. Погрузочно-разгрузочное время составляет 0, 6 часа; средняя длина ездки с грузом – 35 км; техническая скорость подвижного состава – 39 км/ч; коэффициент использования пробега - 0, 5; продолжительность работы автомобиля на линии 12 часов.
Задача 1.18. Определить объём перевозок и грузооборот при перевозке капусты в течение 55 дней 25 автомобилями КАМАЗ 6520-0700020-00 грузоподъемностью – 20 тонн, работающие с прицепами грузоподъемностью 14 тонн. Технико-эксплуатационные показатели имеют следующие значения: коэффициент использования парка – 0, 85; коэффициент использования грузоподъемности - 0, 85; коэффициент использования пробега – 0, 5; средняя длина ездки с грузом – 40 км; техническая скорость – 25 км/ч; погрузочно-разгрузочное время – 45 минут; время в наряде – 12 ч. Задача 1.19 Рассчитать, общий пробег автобусов за 30 дней, пассажирооборот, количество перевезенных пассажиров и ходовых автобусов при следующих значениях технико-эксплуатационных показателей: среднесписочное количество автобусов Лиаз-5293 – 140 ед. (количество мест 100); время в наряде – 12 часов; эксплуатационная скорость – 25 км/ч; средняя дальность поездки одного пассажира – 9 км; коэффициент выпуска автобусов на линию – 0, 85; коэффициент использования вместимости – 0, 9; доход от перевозок – 40, 8 млн.руб.; стоимость проезда – 17 руб.; коэффициент оплаты за проезд пассажиров – 0, 8 [12].
Тема 4 «Определение оптимального срока замены подвижного состава» Цель занятия: освоение методики расчета времени замены подвижного состава, базирующейся на учете издержек на поддержание в технически исправном состоянии в процессе его эксплуатации, а также на маркетинговых исследованиях рынка подержанных транспортных средств. Транспортные расходы, включая расходы на содержание подвижного состава, в общей сумме издержек на логистику занимают свыше 50%. Сократить эти издержки позволит своевременная замена транспортного средства. Решение данной задачи базруется на понимании того, что каждая единица подвижного состава, несмотря на массовый характер его производства, в процессе эксплуатации имеет индивидуальные затраты на ремонт, связанные с условиями и режимом эксплуатации. Система учета затрат, направленных на поддержание парка транспортных средств в технически исправном состоянии, должна обеспечивать выявление транспортного средства, замену которого необходимо осуществлять в первую очередь [1, 2, 11].
Задание
|