Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование и основные этапы развития логики.Стр 1 из 23Следующая ⇒
Тема 1. Предмет формальной логики Логика как наука, ее значение и предмет. Логика – одна из древнейших форм философского знания. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться с VI в. до н.э. в Древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, а греческая — в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке. Термин «логика» происходит от греческого слова Lоgos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Первоначально логика разрабатывалась в связи с развитием риторики и ораторского искусства. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением, их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны. Предмет науки логики составляет человеческое мышление. Изучение законов мышления помогает человеку сознательно применять их в процессе рассуждения и, следовательно, более правильно познавать окружающую его действительность с целью воздействия на нее и ее преобразования. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания, - важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.
Формирование и основные этапы развития логики. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Её основателем является величайший древнегреческий философ Аристотель, который первый обстоятельно исследовал понятие и суждение, подробно разработал теорию умозаключения и доказательства, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего. Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала XX в. Она носит название традиционной формальной логики. Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в средние века и Новое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции, разработанная английским философом-материалистом Ф. Бэконом (1561 - 1626) и систематизированная английским философом и логиком Д.С. Миллем (1806 - 1873). Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования. Значительный вклад в развитие логики внесли французский философ Р. Декарт (1596 - 1650), родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724 - 1804), русские материалисты М.В. Ломоносов (1711 - 1765) и А.Н. Радищев (1749 - 1802), революционные демократы XIX в. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. русские логики - М.И. Каринский (1840 - 1917) и Л.В. Рутковский (1859 - 1920). Во второй половине XIX в. сложилась символическая, или математическая логика, ряд основополагающих идей которой был сформулирован еще в ХVIII в. немецким мыслителем Г.В.Лейбницем (1646 - 1716). Символическая логика возникла как результат применения математических методов к логике, точнее, к некоторым ее разделам, прежде всего к умозаключению и доказательству. Первым капитальным трудом по символической логике была работа Б. Рассела и А. Уайтхеда " Principia mathematica" (3 тома), вышедшая в 1910—1913 гг. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной. Диалектику мышления изучает диалектическая логика. В систематизированном виде диалектическая логика была впервые представлена в объективно-идеалистической философии Гегеля (1770 - 1831) как учение о всеобщем развитии абсолютного духа. Материалистически переосмыслив учение Гегеля, обобщив достижения всей предшествующей философии, К.Маркс создал материалистическую диалектику. Таким образом, современная логика включает две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Эти науки изучают один и тот же объект - человеческое мышление, однако с разных его сторон и разными методами; каждая из них имеет свой предмет исследования. А это значит, что диалектическая логика не заменяет и не упраздняет логики формальной.
3. Познание – основные уровни и формы. Чувственное познание - выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы. .Формы чувственного познания: • ощущения; • восприятия; • представления. Ощущения - отражение свойств объективной реальности, возникающие в результате воздействия ее на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Это идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения, как первичное знание у человека - самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Это исходный пункт познания мира. Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, т.е. включается разум и создается чувственно-конкретный образ. Восприятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям, человек разграничивает объекты познания как целостные единицы - явления, находит в них внешне общее - форму, отдельные признаки. Благодаря этому, качественное и закономерное осмысливается более устойчиво, но остается поверхностным. Представление – воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации и воображением. В отличие от ощущений и восприятий, представления приобретают признаки абстрактных, самостоятельно существующих в сознании образов, как необходимой основы логического, рационального мышления. Представление осуществляется в двух формах: а) в виде воспоминания; б) в виде воображения. Рациональное или абстрактно-логическое познаниепредставляет собой более высокий уровень и позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, непредполагающее прямого воздействия с объектом познания. Понятие - форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить общие, особенные, частные, существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Суждение - представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений, не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. Умозаключение - представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание. Суждения в умозаключении может получать новые знания о его существенных признаках и связях. Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания.
|