![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста
При диагностике особенностей познавательной сферы детей используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформировованности знаний и умений. Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли ребенок практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели. «Обучающий эксперимент» позволяет проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), а также оценить работоспособность ребенка. Это обстоятельство имеет большое значение для детей раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным. Анализируя оценку деятельности детей, необходимо учитывать основные компоненты мыслительной деятельности: мотивацию и операциональность. При оценке уровня мотивации учитывается: 1) интерес к заданию (активность, сконцентрированность на выполнении задания); 2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату; 3) стремление продолжить работу. При оценке степени сформированности операционального компонента учитывается: 1) запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений и элементарных житейских понятий и специфика их использования детьми; 2) выбор адекватного способа или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок; 3) вариативность действий. Возможность, например, использовать один предмет вместо другого. При оценке особенности регуляции учитывается: 1) степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого; 2) способность к организации целесообразного поведения. особенно когда инструкция дается на вербальном уровне; 3) степень полноты понимания и принятия задания; 4) его сохранение до конца занятия; 5) способность оценивать правильность выполнения задания; 6) особенности словесной регуляции; 7) возможность совместного действия ребенка и взрослого; 8) степень самостоятельности действий и оказанной помощи. Особое внимание следует обратить на специфику словесной регуляции.
|