Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Предмет и система финансового права. Глава 2. Предмет и система финансового права






Глава 2. Предмет и система финансового права

§ 1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права

Рассмотрение специфики финансовых отношений, складываю­щихся в процессе осуществления финансовой деятельности органа­ми государства и местного самоуправления, дает возможность оха­рактеризовать предмет и метод правового регулирования финансо­вого права как самостоятельной отрасли российского права, пред­ставляющей собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой дея­тельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.

Для определения предмета регулирования и установления гра­ниц этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует органи­зационные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняе­мых в процессе финансовой деятельности государства распредели­тельной, контрольной и стимулирующей функций при распределе­нии общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансо­вого права, заключаются в том, что они: I) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обще­ству денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; 2) в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они но­сят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являют­ся деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые от­ношения возникают:

между высшими, региональными и местными представительны­ми органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расхо­дов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирова­ния и исполнения;

между высшими, региональными и местными исполнительны­ми органами власти;

между финансово-кредитными органами и предприятиями, уч­реждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физи­ческими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их пе­речислением в бюджет и т.п.

внутри единой системы исполнительных органов в области фи­нансов и кредита (например между Министерством финансов РФ и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей на­званных органов. ^

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенно­сти метода регулирования, свойственного финансовому праву, ко­торые заключаются в том, что это — метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субор­динации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исхо­дят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предпи­сания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.

По методу правового регулирования финансовое право на пер­вый взгляд полностью совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отно­шения, их специфика определяет необходимость применения фи­нансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исхо­дит от финансово-кредитных органов государства, созданных спе­циально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функцио­нальной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финан­сового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выра­жения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Мини­стерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.

Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрас­ли права в системе еще советского права являлся предметом дис­куссии и практически был решен в конце 60-х — начале 70-х гг. Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отрас­лью, писала еще P.O. Халфина. Однако она считала, что финансо-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал