Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Правовые основы финансового контроля






Возникающие при этом отношения регулируются различными нор­мативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлением Пра­вительства Российской Федерации об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации и др. Наиболее полно вопросы назначения и проведения ревизии регламентируют­ся приказом Министерства финансов РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке взаимо­действия контрольно-ревизионных органов Министерства финан­сов РФ с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации при назначе­нии и проведении ревизии (проверок)». В этом межведомственном документе ревизия определяется как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совер­шенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ре­визуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хо­зяйственной деятельности

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансо­вого контроля проявляется в содержании, порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на осно­вании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (на­пример ревизоры), ревизия проводится только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значе­ние.

Ревизии могут проводить. Счетная палата РФ; Департамент го­сударственного финансового контроля и аудита Министерства фи­нансов РФ; Федеральное казначейство Министерства финансов РФ; территориальные контрольно-ревизионные управления Мини­стерства финансов РФ в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составлен­ной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные доку­менты, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое нали­чие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основ­ных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по воз­никающим в ходе ревизии вопросам и др Ревизии подразделяются на несколько видов

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактиче­ские. Документальные ревизии включают в себя проверку различ­ных финансовых документов. На основе их анализа можно опреде-

Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 61

лить законность и целесообразность расходования средств В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и вне­плановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, кото­рый составляется в вышестоящих органах, министерствах или ве­домствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в 2 года ,

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фрон­тальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии прове­ряется вся финансовая деятельность субъекта за определенный пе­риод. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой провер­ку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические, сво­дящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридиче­ского лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные наруше­ния, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагают­ся меры по ликвидации названных нарушений и меры ответст­венности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгал­тера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовно­го дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания прове­дения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контро­ля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым ор­ганам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требо­ванию.

62 Раздел II. Правовые основы финансового контроля _______

Контрольные вопросы:

[.Дайте определение финансового контроля.

2. Назовите виды финансового контроля.

3. Какие органы осуществляют государственный финансовый кон­троль?

4. В чем сущность независимого аудиторского контроля?

5. Назовите методы финансового контроля.

6. Почему ревизия выступает основным методом финансового кон-

троля?

7. Какие виды ревизий существуют?

8. Каково назначение акта ревизии?

9. Назовите основные формы взаимодействия контрольных орга-

нов.

Раздел III.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Глава 5. Бюджетное право Российской Федерации

§ 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов

Бюджет, занимая центральное положение в финансовой систе­ме, является неотъемлемым признаком государства, основой его су­веренитета. Для реализации целей и задач, стоящих перед государ­ством и муниципальными образованиями, им необходимо сконцен­трировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые и образуют бюджет страны.

Термином «budget» в Англии в средние века обозначалась «сум­ка, кошелек». Так называли портфель, в котором английский ми­нистр казначейства носил деньги и свои отчеты, а также регулярно выступал перед Палатой лордов. С течением времени данное слово стало обозначать «отчет министра казначейства перед парламен­том»1.

В настоящее время понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представляется со­вокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного цен­трализованного фонда денежных средств и местных фондов денеж­ных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет как экономиче­ская категория составляет финансовую основу функционирования государственного и местного самоуправления, являясь централь­ным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья. По своему материальному содержанию бюджет — это Централизованный фонд денежных средств государства или местно­го самоуправления.

Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона. В законодательстве Рос­сийской Федерации имеется легальное определение бюджета. В со­ответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ2 бюджет определяется как форма образования и расхо-

Амбрацумов А.А, Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993 С 46

СЗ РФ. 1998. №31 Ст. 3823.

64 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

дования фонда денежных средств, предназначенных для финансо­вого обеспечения задач и функций государства и местного само­управления.

Бюджет государства и местного самоуправления играет значи­тельную роль в политической и хозяйственной жизни страны. При наличии товарно-денежного обращения государство не смогло бы выполнять свои функции по управлению обществом, ни в эконо­мике, ни в сфере социально-культурной деятельности, ни в области обеспечения безопасности страны и охраны правопорядка, ни в осуществлении экологических мероприятий и т.д., не обладая значительными финансовыми ресурсами, которые концентрируют­ся в бюджете государства и других его денежных фондах.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демокра­тическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления. Российская Федерация имеет федеративное устройство и состоит из республик, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных окру­гов — равноправных субъектов Российской Федерации, поэтому под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации и ему придается выс­шая юридическая сила, он утверждается в форме федерального за­кона. Средства федерального бюджета должны использоваться с со­блюдением норм федерального закона, утвердившего его. Напри­мер, средства федерального бюджета на 2002 г. должны направлять­ся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год» на следующие цели:

государственное управление и местное самоуправление;

судебную власть;

международную деятельность;

национальную оборону; ч

правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техниче­скому прогрессу;

промышленность, энергетику и строительство;

сельское хозяйство и рыболовство;

охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;

транспорт, связь и информатику;

образование;

здравоохранение и физическую культуру;

иные расходы.

На уровне образований местного самоуправления (районов, го­родов, кроме г. Москвы и Санкт-Петербурга, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты, обеспечивающие фи­нансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций. От­ношения, возникающие в процессе образования, распределения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал