![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 10. Основные положения теории налогового права 155
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ Глава 10. Основные положения теории налогового права § 1. Понятие и роль налогов Социально-экономические предпосылки реформы налогового права Бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Бюджетный кодекс Российской Федерации1 к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41). Неналоговые доходы — это в основном платежи, имеющие частно-правовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ч. 4 ст. 41) Налоги — основной источник доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом РФ от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год»2 за счет налогов формируется 94, 4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (2, 4%), от внешнеэкономической деятельности (2, 3%), прочие неналоговые доходы. Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США — свыше 90%, в ФРГ — около 80%, в Японии — 75%3. В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все 1 Принят Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823. 2 СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1) Ст. 5030. Козырип А Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 7. больше приобретает характер косвенного и осуществляется в том числе посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Например, для развития отечественного автомобилестроения установлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что снизило их конкурентоспособность из-за повышения цен; для развития банковской системы снижены размеры подоходного налога на получаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок акцизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков. Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольного института, института конституционного права. Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения. Например, в ст. 33 Конституции Северной Кореи предусмотрено, что государство полностью ликвидирует систему налогов, оставшуюся от прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран — Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта — участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов. Итак, необходимость налоговой реформы диктуется не только происходящими экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демократического общества (схема 1). ФУНКЦИИ НАЛОГОВ ФИСКАЛЬНАЯ Формирование доходов бюджетов РЕГУЛИРУЮЩАЯ Стимулирующая Поощрение вида деятельности, отрасли экономики и тд. Дести мулирующая Сдерживающие воздействия КОНТРОЛЬНАЯ Получение данных о темпах и тенденциях развития экономики и т.д. 156 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______ Налоги и другие виды государственных доходов В ряду государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами. О значении налогов для государства и каждого человека очень кратко и точно сказал Бенджамин Франклин: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Однако налог не только не единственная форма аккумулирования денежных средств в бюджете и государственных фондах, но и не его первая форма в историческом ракурсе. Налог предполагает достаточно высокий уровень развития правосознания, экономики, систем контроля. Старейшим источником государственных доходов (не считая военной добычи) являлись домены, или государственное имущество, казенные земли и леса. Первоначально они были собственностью государя, доходы которого одновременно являлись и доходами государства. Это были частно-правовые, а не публично-правовые доходы. Другим важным источником государственных доходов были регалии, т.е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности поступали в исключительное владение казны, изымались из гражданского оборота, из сферы деятельности населения. По сути, они представляли переходную ступень к налогам. Со временем монопольное положение государства в промышленности стало существенным тормозом развития экономических отношений. Получила признание точка зрения, что «казна не для того существует, чтобы дела делать». С течением времени сохранились только те регалии, которые оправдывались общественной необходимостью, невозможностью допустить частную инициативу. При этом их фискальные цели не должны были быть сколько-нибудь значительными. Государство и до настоящего времени не отказалось от влияния на хозяйственную жизнь, но эта деятельность больше относится к сфере управления, а не финансов. Вместо регалий все чаще стали применяться пошлины, которые имели целью лишь покрытие издержек государственного учрежде-i ния, а не извлечение дохода. Исторически налоги как главный источник доходов государ-J ственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Они взимались и в древнем мире, но тогда служили признаком несвободы человека. Такое отношение к налогам сохранялось в Европе (хотя и не повсеместно) вплоть до начала XX столетия. Высказывались идеи, что люди объединились в общественные союзы для того, чтобы сохранить свое имущество, а не отдавать его. Эти идеи находили практическое выражение в законодательстве. Так, прусский закон 1893 г. предусматривал, что городские и сельские общины могут прибегать к налогам лишь субсидиарно, поскольку не хватало поступлений от имуществ, пошлин и др. В некоторых
|