Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к уровню освоения содержания курса
В ходе реализации примерной учебной программы " Физическая культура", при Условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объёме 408 ч., должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент): - физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Её социально-биологической основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности; - основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; - общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; - профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. В свою очередь указанный обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины " Физическая культура" позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения по данной учебной дисциплине: - понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; - знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке); - приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения жизненных личных и профессиональных целей.
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Настоящая программа по учебной дисциплине " Физическая культура" составлена с учётом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объём и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе: - Федеральный закон " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 № 80-ФЗ; - приказ Минобразования России " Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" от 02.03.2000 № 686; - приказ Минобразования России " Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от01.12.99 № 1025; - инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777. Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального Закона " О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Минобразования России. В высших учебных заведениях " Физическая культура" представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, " Физическая культура" входит в число обязательных дисциплин цикла " Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Свои образовательные и развивающие функции " Физическая культура" наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. Именно этими принципами пронизано всё содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине " Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности. Всё это в целом находит своё отражение в психофизической надёжности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Учебная дисциплина " Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: - физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; - социально-биологические основы физической культуры; - основы здорового образа и стиля жизни; - оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); - профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: - теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; - практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленных на формирование качеств и свойств личности; - контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направлению и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать её обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержании работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.
|