Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов






Учебный труд студентов связан с повышенными требованиями к нервно-эмоциональным качествам напряжения (восприятие, внимание, память) и к психи­ческой устойчивости. Рабочая поза - сидя. Работа осуществляется преимуществен­но кистями и пальцами рук. Загружен зрительный анализатор. Увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты. Длительное статическое напряже­ние мышц спины. Рабочие движения однообразны. Постоянная нагрузка на голо­совой аппарат. Умственная деятельность сопровождается изменением функцио­нального состояния различных органов и системы организма. Увеличивается по­требление кислорода и питательных веществ головным мозгом. Снижается насы­щенность крови кислородом, изменяется её морфологический состав. Нарушает­ся терморегуляция организма, ведущая к усиленному потоотделению. Суточный

расход энергии составляет 2500-3000 ккал. В функции сердечно-сосудистой системы происходит увеличение кровенаполнения сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов. При длительной и продолжительной умственной ра­боте снижается величина условных реакций, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания и запоминания; ухудшается работа сердца, возникает невроз в нижних отделах лёгких, в полости живота и ногах застаивается кровь, возникает атония кишечника, появляются головные боли; повышается уровень холестерина в крови; снижаются окислительные процессы в организме, влекущие малокровие и ожирение. Умственный труд, протекая в условиях малой двигательной активности, предъявляет особые требования к состоянию здоровья студентов, его физической и психологической подготовленности и, прежде всего, к силе не­рвной системы, поэтому студентам необходимо обладать большой работоспособ­ностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать своё внимание, сохранять на протяжении рабочего времени высокий общий и эмоцио­нальный тонус и способность быстро восстанавливать силы. Подсчитано, что толь­ко за 1, 5 ч. лекционного " высиживания" студент теряет 0, 03% своего здоровья.

Фазы работоспособности студентов в течение учебного года, недели, дня

Существуют три фазы работоспособности: а) врабатывания; б) высокой и устойчивой работоспособности; в) снижения работоспособности (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Фазы работоспособности

В течение рабочего дня фаза работоспособности прерывается обеденным пе­рерывом, после которого организм человека проходит все фазы, фаза врабатыва­ния происходит быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше. Такую фазность имеет динамика работоспособности в течение недели, месяца, года-

Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навы­ки, а также определённые психофизиологические (память, внимание, восприятие и т.д.), физиологические (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной сис­тем, мышечно-двигательного аппарата) и психологические качества. Работоспо­собность определяется тремя группами факторов: физиологического характера -

состояние здоровья, т.е. нормальное функциональное состояние основных сис­тем, питание, сон, организация отдыха и др.; физические - воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические - самочувствие, настроение, моти­вация и др. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Нарастает работоспособность во вторник, среду и четверг, затем наблюдается ее спад. Важным фактором эффективности труда является соблюде­ние распорядка дня: чёткое распределение работы, отдыха, сна, их продолжи­тельность и т.д. При организации учебного труда необходимо учитывать основ­ные положения продуктивной работы:

1.Во всякую трудовую деятельность нужно " входить" постепенно, т.к. нача­ло работы по времени совпадает с периодом врабатывания.

2.Для высокой работоспособности необходимы: мерность и ритм работы (ежед­невная работа в одни и те же часы и чередование её с перерывами для отдыха).

3.Последовательность и систематичность деятельности (чёткая фиксация времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, сон, культурные и спортивные мероприятия и т. д.).

4.Правильное чередование труда и отдыха (при умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями).

5.Систематическое (ежедневное) выполнение учебной работы в одни и те же часы суток, в результате чего укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объёме.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал