Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика утомления и переутомления, их признаки
Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продолжаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их исчерпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полного исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологическое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспособность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов. Утомление - это процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации физиологических функций. Оно наступает вследствие нарушения центральной координации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несоответствия рабочего задания функциональным возможностям человека. Утомление характеризуется следующими признаками: расстройство внимания (рассеянное, частое отвлечение), ухудшение памяти и мышления, частая смена позы, нарушение координации движений (неуверенные, замедленные), ослабление воли, чувство усталости, сонливость. Утомления не следует бояться: оно является стимулятором процессов суперкомпенсации, т.е. повышения энергетических запасов и общей работоспособности в фазе восстановления после физической работы. Без утомления фазы суперкомпенсации не бывает. Умелое чередование периодов труда и отдыха (режим дня, режим тренировок) не приводит к значительному утомлению и, следовательно, к переутомлению. Такой же эффект вызывает и активный отдых. Переутомление - это систематическое перенапряжение нервной системы. Переутомление характеризуется следующими признаками: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, головокружение и головная боль; наступают диспепсические расстройства, понижаются защитные силы организма. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии В период экзаменационной сессии наблюдается неритмичная организация жизнедеятельности студентов: 1.Нарушение режима дня (в режиме дня должно быть отведено время для сна, приёма пищи, УГГ, занятиям физическими упражнениями и т.д.). 2.Малая двигательная активность. 3.Неумелое планирование своей работы. В период сессии студенты загружены по 14-16 ч., что превышает физиологический предел. Суммарная двигательная активность студентов в период сессии снижается до 39-46%, а в период учебных занятий составляет - 56-65%, то есть налицо дефицит движений. Студенты проводят время в условиях малой подвижности, не используя в должной мере оздоровительные мероприятия. Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения влияют на состояние студентов в период сессии. Так, в день экзамена, эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что частота сердцебиений возрастает до 130-144 ударов в минуту, кровяное давление повышается до 135/85 -155/95 мм. рт. ст. против 115/70 мм. рт. ст. в период учебных занятий. Несмотря на то, что экзамены проходят в конце семестра, когда студенты утомлены, эмоциональный подъём в день экзамена настолько большой, что временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще более мобилизует его, неудача может привести к депрессии. Рациональное питание, правильный режим и распорядок дня, закаливание, отказ от вредных привычек, физическая активность - всё это определяет самочувствие человека, его умственную и физическую работоспособность. Наибольшее значение для сохранения здоровья и работоспособности имеют: 1)режим сна - 24-30%; 2)питание-10-16%; 3)занятия физической культурой и спортом -15-30%. Резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозговых усилий, а в дозированных физических нагрузках, активном отдыхе.
|