Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение целей и задач спортивной подготовки
Отличительной особенностью спорта, при наличии большого числа общих черт с физической культурой, является обязательная соревновательная компонента. То есть физкультурник и спортсмен могут использовать в своих занятиях одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои успехи в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов и стремится к достижению возможно более высокого результата, а физкультурник такой задачи перед собой не ставит. Конечно, когда мы говорим о так называемом массовом спорте, тут иногда бывает трудно провести четкую грань между спортом и активными физкультурными занятиями. Но там, где речь пойдет о большом спорте, о профессиональном спорте, различия становятся существенными и принципиальными. Тут уже спорт выступает как самостоятельное общественное явление, все больше удаляющееся от понятия " физическая культура". Статистические данные по вузам страны показывают, что активно занимаются спортом, т.е. регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях 15-20% студентов. Это типичные представители массового студенческого спорта. 0, 4-0, 8% студентов находятся на орбите большого спорта, пытаясь решить сложнейшую задачу совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой в большом спорте. Следует признать, что основная масса студентов занимается спортом (или системой физических упражнений), имея приоритетом не выступления в соревнованиях за свой факультет, вуз, сборную команду города, области, республики, а решение следующих задач: 1.Устранение недостатков физического развития. 2.Улучшение физической подготовки. 3.Решение психологических аспектов личного характера. 4.Разрядка от однообразного аудиторного труда (активный отдых).
3. Спортивная одаренность и модельные характеристики спортсменов Современная наука о спорте достаточно подробно и серьезно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экстремальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идет на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизических возможностей человека. Ради чего? Мотивация такого " самопожертвования" может быть многообразна - от самоутверждения, честолюбия и других высоких порывов до самой тривиальной, обыкновенной меркантильности. Но наука есть наука, и она подразумевает подробное изучение различных сторон становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса, а также закономерностей функционирования молодого человека в сфере большого, а по сути дела, профессионального спорта. Ныне по каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами. Установлены требования к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и т.д. для каждого этапа подготовки. В этих целях применяются информативные специальные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (по возрасту) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной подготовки. Для примера приводим показатели, которые фрагментарно иллюстрируют имеющиеся наработки в науке и практике большого спорта (табл. 8.1-все таблицы расположены в конце данной лекции). Используя подобные материалы (они имеются в специальной литературе по каждому виду спорта), можно заинтересованному лицу самому сопоставить свои показатели с модельными характеристиками, объективно оценить и спрогнозировать свои возможности в Достижении результатов международного класса. А это - и только это - основная Целевая установка большого спорта. Спортивная одаренность характеризуется определенным сочетанием двигательных и психологических способностей, а также анатомо-физиологических за датков, создающих в комплексе потенциальную возможность для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. От одаренности зависит не сам успех в спорте, а только возможность его достижения. Способности, т.е. довольно устойчивые свойства и качества человека, влияющие на успех в какой-либо деятельности, развиваются на основе диалектического единства врожденных и приобретенных свойств. Основой способностей являются природные задатки, обусловленные наследственностью. Иногда вместо слова " задатки" используют термин " потенциальные способности"; в этом случае способности, проявляемые в данный момент времени (например, регистрируемые с помощью тестов), называют актуальными способностями. Следует еще раз подчеркнуть, что способности сами по себе не являются гарантией успеха. Упорный труд может компенсировать отсутствие способностей. Но если несколько человек будут одинаково упорно трудиться, то преимущество окажется за более способным. Модельные характеристики - это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие высшим мировым достижениям (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков). Знать модельные характеристики необходимо для выбора вида спорта, определения направлений тренировочной работы и отбора спортсменов. Модельные характеристики (их называют еще показателями или факторами) делятся на: а)консервативные (неподдающиеся тренировке, например длиннотные размеры тела) и неконсервативные (изменяющиеся под влиянием тренировки, например силовые качества). Если модельные характеристики в каком-либо виде спорта предполагают определенное сочетание консервативных показателей, скажем больших тотальных размеров тела (длины тела и веса), то такие показатели являются основой для отбора; б)компенсируемые и некомпенсируемые. Компенсируемыми называются такие показатели, низкий уровень которых может быть возмещен (компенсирован) высоким уровнем других показателей. Например, низкая эффективность баскетболиста в игре под щитом, связанная с его невысоким ростом, может компенсироваться большой точностью бросков с дальних дистанций, так что общее число заброшенных им мячей будет достаточно высоким. И другой пример: низкий уровень МПК у лыжника-гонщика не может быть компенсирован никакой техникой. Здесь речь идет о некомпенсируемом показателе. В подавляющем большинстве случаев мы встречаемся с частично компенсируемыми показателями: небольшие отставания в развитии одного из качеств компенсируются, большие - нет. Больше всего компенсация от дельных факторов, определяющих спортивный результат, проявляется в так называемых ситуативных видах спорта - играх и единоборствах. При выборе вида спорта ориентируются, прежде всего, на консервативные некомпенсируемые показатели. Существуют три основных пути определения модельных характеристик. 1.Исследования спортсменов высокого класса. Например, измерения, проведенные на сильнейших пловцах мира, показали, что их телосложение различно у специализирующихся в разных способах и на разных дистанциях плавания. 2.Расчет так называемых должных показателей (какую силу или скорость надо проявить, чтобы показать запланированный результат). 3.Прогноз модельных характеристик по данным сильнейших спортсменов разных лет. Имеются также этапные модельные характеристики, под которыми понимают идеальные показатели спортсменов на отдельных этапах его подготовки. Например, для баскетболистов этапные характеристики ростовых и физических показателей представлены в таблице 8.2.
|