Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. по курсу «Физическая культура»
Рабочая программа
по курсу «Физическая культура»
На 2012 – 2013 учебный год
Класс
УМК «Гармония»
Учитель: Артамонова Н.С.
2012 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями»Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Физическая культура» Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. и в соответствии с Образовательной программой МБОУ «СОШ поселка Мариец»
1.
| Роль и место дисциплины в образовательном процессе.
| Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
|
| Кому адресована программа.
| Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ.
| 3.
| Соответствие Государственному образовательному стандарту.
| Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
| 4.
| Цели программы
| формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
| 5.
| Задачи программы.
| укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствованиежизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
| 6.
| Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
| Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека:
- знания о природе (медико биологические основы деятельности);
- знания о человеке(психолого-педагогические основы деятельности);
- знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
По окончании курса «Физическая культура» предполагается аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
Содержание программы:
Основы знаний о физической культуре – 4 ч.
Способы самостоятельной деятельности – 4 ч.
Гимнастика с основами акробатики 18ч.
Легкая атлетика – 20 ч.
Лыжные подготовка – 25 ч.
Подвижные игры – 28 ч.
|
| Требования к уровню подготовки:
-должны формировать УДД,
-должны знать,
-должны уметь.
| Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
|
| Виды и формы организации учебного процесса
| Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
| 9.
| Объём программы в часах и сроки обучения.
| Программа курса общим объемом 99ч в год, 3 ч в неделю изучается в течение всего года.
| 10.
| Библиографический список:
| -для учащихся
Учебник «Физическая культура 1», Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишин, Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2011
-для учителя
Р.И.Тарнопольская. методические рекомендации к учебнику «Физическая культура», Ассоциация XXI век, 2011
Примерная программа по «Физической культуре» для начальных классов- Р.И.Тарнопольская, Б.И. Мишин.
| Тематическое планирование по физической культуре
1 класс (3 часа в неделю, 99 уроков)
№
| Тема
| Дата
| Содержание учебной программы
| Характеристика деятельности учащихся
| Основы знаний о физической культуре (4 часа)
|
| Понятие о физической культуре
|
| Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
| Ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; Характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
|
| Основные способы передвижения человека
|
| Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.
| Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
|
| Профилактика травматизма
|
| Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
| Организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.
|
| Представ. о физич. упр-ях
|
| Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физ. качеств
| Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств.
| Способы самостоятельной деятельности (4 ч.)
|
| Режим дня и его планирование
|
| Составление режима дня.
| Составлять индивидуальный режим дня.
|
| Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.
|
| Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения..
Комплексы упражнений для развития физических качеств
| Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Измерять показатели физического развития (рост, масса), и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости.
|
| Закаливания и правила проведения закаливающих процедур
|
|
| Осанка и комплексы упражнений по профилактике ее нарушения.
|
| Гимнастика с основами акробатики(18 ч.)
|
| Движения и передвижения строем
|
| Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд
| Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Воль- но!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».
|
| Подвижные игры. Эстафеты.
|
| Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд..Акробатические упражнения. Упоры(присев, лёжа, согнувшись, лёжа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лёжа и раскачивание в полной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком. Акробатические комбинации. 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком пере- ход в упор присев, кувырок вперед. Упражнения на нестандартной гимнастической перекладине: висы.Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла Упражнения на гимнастической скамейке (бревне)Гимнастические упражнения. прикладного характера.
| Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.
Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.
Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.
Развивать физические качества
|
| Техника безопасности в гимнастическом зале
|
|
| Упор присев.
|
|
| Упор присев. Разучивание комплекса утренней гимнастики.
|
|
| Закрепление комплекса утренней гимнастики.
|
| 15-16
| Перекаты назад, вперед.
|
| 17-18
| Техника переката на спину из положения сидя.
|
| 19-20
| Перекат назад и вперед в группировке
|
|
| Знакомство с гимнастической скамейкой.
|
| 22-23
| Комплекс ОРУ лежа на полу.
|
|
| Равновесие на рейке гимнастической скамейки
|
|
| Прыжки в длину с места.
|
|
| Учет челночного бега.
|
|
| Легкая атлетика (20 ч.)
|
| .Бег: с высоким подниманием бедра.
|
| .Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд), из различных ИП и с разным положением рук.
| Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Осваивать технику бега различными способами Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.
|
| .Бег прыжками и ускорением
|
|
| Бегизменяющим.направл. движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд).
|
|
| Бег из различных ИП и с разным положением рук.
|
|
| Броски большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы.
|
| .Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с проведением вперёд и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; прыжке через скакалку
| Осваивать технику броска. Проявлять качества силы, выносливости и координации при выполнении броска мяча.Осваивать технику броска разными способами. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении метания мяча.Осваивать технику прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжков через скакалку различными способами
|
| Броски большого мяча (1кг) на дальность двумя руками от груди.
|
|
| Мет. Мал. мяча прав. и лев. рукой вертик. цель.
|
|
| Метан. мал. мяча прав. и лев. рукой из-за головы.
|
|
| Мет.малого мяча прав. и лев.рукой стоя на месте.
|
|
| Метание мал. мяча прав. и левой рукой в стену.
|
|
| Прыжки: на месте (на одной ноге).
|
|
| Прыжки: на месте (с поворотами вправо и влево)
|
|
| Прыжки: на месте с проведением вперёд и назад.
|
|
| Прыжки: на месте левым и правым боком.
|
| 41-42
| Прыжки в длину с места.
|
| 43-44
| Прыжки в высоту с места.
|
| 45-46
| Прыжки через скакалку.
|
| Лыжная подготовка (25 ч.)
| 47-48
| Техника безопасности на лыжах.
|
| Организующие команды и приемы: “Лыжи на плечо! ”, “Лыжи под руку! ”, “Лыжи к ноге! ”, “На лыжи становись! ”; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом
Повороты: переступанием на месте и в движении
Спуски: в основной стойке
Подъемы: ступающим и скользящим шагом.
Торможение: палками и падением.
| Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
| 49-51
| Построение с лыжами. Ступающий шаг.
|
| 52-53
| Скользящий шаг.
|
| 54-56
| Подъем на склоне.
|
| 57-58
| Техника скользящего шага
|
|
| Учет техники скольжения.
|
| 60-62
| Подъем и спуск со склона.
|
| 63-65
| Скользящий шаг.
|
|
| Игра-эстафета.
|
| 67-68
| Соревнования в паре на дистанции 50м.
|
| 69-70
| Свободное катание с горки.
|
|
| Контрольная прикидка на дистанции 500м.
|
| Подвижные игры (28 ч.)
|
| Игры в салки.
|
| «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Попробуй бесшумно», «Становись -разойдись», «Смена мест».
2.На материале раздела «Легкая атлетика» - прыжки, метание и броски, упражнения на координацию, выносливость и координацию:
: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Пусто», «Горелки», «Салки на болоте», «К своим флажкам» и др. 3.На материале раздела «Спортивные игры» - Футбол: подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой» и др. Баскетбол: подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Охотники и утки
| Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
| 73-75
| Упражнения с мячами.
|
| 76-78
| Игра с волейбольным мячом " Передал- садись"
|
| 79-81
| Прыжки через скакалку.
|
|
| Игры с прыжками через препятствия.
|
|
| Игры с использованием скакалки.
|
|
| Игра " К своим флажкам".
|
|
| Игра " Два мороза".
|
|
| Игра " Зайцы в огороде"
|
| 87-88
| Игра " Кто дальше бросит".
|
| 89-91
| Игра " Караси и щука".
|
| 92-93
| Игра " Метко в цель".
|
| 94-95
| Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально.
|
|
| Ловля, передача, броски и ведение мяча в парах
|
|
| Ловля, передача, броски стоя на месте и в шаге
|
|
| Игра " Играй, играй, мяч не теряй".
|
|
| Игра " Мяч водящему"
|
|
.
|