Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сделано в Китае






 

Продюсер «Убить Билла» Лоренс Бендер считает, что «путешествие в Китай оказалось нашей лучшей идеей». «Тарантино не хотел привозить в Китай исключительно американскую съемочную группу, - говорит Бендер. – Он не хотел высокомерно поучать местных, как надо на самом деле снимать кино. А в результате японская и китайская группы вместе создали такое, что нам и не снилось».

 

Бендер, Тарантино и исполнители главных ролей отправились в Китай в мае 2002 года, чтобы продолжить тренировки по боевым искусствам и приступить к репетициям. К середине июня линейный продюсер Э. Беннетт Уолш, вспомогательные продюсеры Диди Никерсон и Коко Маэда, а также главный оператор Роберт Ричардсон собрали многонациональную съемочную группу, которую сопровождал целый отряд переводчиков, и приступили к работе на Пекинской киностудии, расположенной на севере столицы Китая.

 

На «Убить Билла» были заняты китайский, японский и американский художники-постановщики, китайский и американский художники по костюмам, китайский и американские реквизиторы. Команда из китайских и американских ассистентов режиссера руководила производством. Первый ассистент режиссера, американец Билл Кларк, работавший с Тарантино со времен «Криминального чтива», тесно сотрудничал с китайцем Чжан Йин Чжаном, координируя деятельность множества актеров и технических сотрудников.

 

«Это два совершенно разных способа работы, - поясняет Бендер. – Американский способ отлажен до предела. Обычно к каждому прибору приставлено по паре техников, и они работают тихо и исполнительно. У китайцев же человек двадцать делают одно и то же, производя при этом невообразимый шум. У них гораздо больше техников, и со всеми заданиями они справляются с удивительной быстротой».

 

В первый съемочный день в Китае съемочная группа «Убить Билла» отсняла 22 микроэпизода – практически неслыханная производительность для любой голливудской постановки. Завершив свою работу на Пекинской студии, в огромной декорации Дома синих листьев, съемочная группа отправилась на натурные съемки – к древнему храму в окрестностях города Чжонгвей.

 

Храм Гао (его строительство началось в XVII столетии) «представляет собой великолепный ансамбль зданий и стилей, занимающий территорию площадью около четырех квадратных километров», - сообщает китайский туристический сайт. Каждый день участникам съемок приходилось взбираться на огромную лестницу на восточном склоне горы Мяо Гао, причем общая высота подъема составляла 240 метров. Но долгий путь к древней гробнице был парой пустяков по сравнению с трудностями, которые предстояли группе на съемках тренировок по шаолиньскому кун фу (в них принимали участие Ума Турман, Дэрил Ханна и Гордон Лю – жестокий учитель Пай Мей).

 

Экшн-сцены в сценарии «Убить Билла» прописаны необычайно подробно. Тарантино переписывал и усовершенствовал их больше полугода. В Пекине он продолжил этот процесс, изобретая новые нюансы и даже разыгрывая сцены перед съемочной группой, когда это было необходимо. В окружении японского, мандаринского и кантонского переводчиков Тарантино отрабатывал каждый кадр, а техники, актеры, мастер Юэн и специалисты по «проволочной технике» следовали его указаниям. На склон Мяо Гао они ступили готовыми к бою.

Мастер Юэн Ву-пин, который вложил в создание «Убить Билла» все свое виртуозное владение боевой хореографией и уникальную «проволочную технику», унаследовал свое ремесло от знаменитого отца, покойного ветерана Пекинской оперы и киноактера Симона Юэна Сяо-цена. Позже, попробовав себя в режиссуре, Ву-пин пригласил своего отца на заглавную роль «Пьяного мастера» (1978) в фильме с участием Джеки Чана. Мастер Юэн подчеркивает, что техника, которой он обучает актеров, имеет больше отношения к театру, чем к реальным поединкам.

 

«Это северный стиль сценической акробатики – театральные боевые искусства, - говорит он, – совершенно непохожий на боевое кун фу и даже на ушу – изобретенный в Китае олимпийский спорт, который изучал Джет Ли. Когда вы обучаетесь искусству Пекинской оперы, кажется, что оно очень близко к боевым искусствам, но когда вы применяете его на практике, все совершенно иначе, потому что вы – на съемочной площадке и перед вами установлена камера. Главное, чтобы смотрелось эффектно».

 

Дэрил Ханна лучше всех выразила эту особенность: «Теперь я достаточно опытна в боевых искусствах. Но меня научили промахиваться. Если я ударю вас, вложив в движение всю свою силу, то удар не достигнет цели на какой-нибудь миллиметр. Я и понятия не имею, что случилось бы, нанеси я настоящий удар!»

 

Боевая хореография мастера Юэна уже потрясла самую широкую аудиторию в «Матрице» и ее продолжениях, а также в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе». Но Тарантино был поклонником его мастерства задолго до его голливудского успеха. Именно Тарантино был одним из вдохновителей выпуска в американский прокат «Железной обезьяны» (1993) Юэна. Этот фильм вышел на экраны с баннером Miramax Films «Квентин Тарантино представляет» в 2000 году.

 

«Среди фильмов мастера Юэна, - вспоминает Тарантино, - первым я увидел его режиссерский дебют «Змея в тени орла» с Джеки Чаном в главной роли. Это было году в 93-м – 94-м. Именно тогда я обратил внимание на стиль его кун фу, на его хореографию. Я мог отличить его работу на глаз. Я подумал, что он – самый изобретательный хореограф кун фу за всю историю кино. Он не только профессионал высочайшего класса, но и обладает невероятным воображением. Это мой любимый режиссер и боевой хореограф. Я подготовил общие схемы схваток для нашего фильма. Юэн Ву-пин сказал, что мне не нужно быть экспертом в области кун фу – достаточно понимать, в чем суть фильмов кун фу. Об остальном он позаботится сам. Когда он приступил к работе, я почувствовал себя увереннее и смог воплотить свои идеи на экране».

 

Легенда гонконгского кино Гордон Лю был куда более подготовлен к работе с мастером Юэном Ву-пином, чем другие исполнители. Лю изучал китайские боевые искусства с семи лет; он стал одной из ведущих звезд азиатского кино и телевидения; его самого с полным правом можно назвать Мастером. Так как же два мастера сработались на одной съемочной площадке? По словам Лю, отношения сложились очень сердечные.

 

«Мастер Юэн знает, откуда я взялся, - говорит он. – И пусть мы обучались разным стилям боя, он видит во мне мастера и обращается со мной, как с мастером. Мастер Юэн изучал боевые искусства Северного Китая, а я – Южного, но на площадке не было никаких конфликтов. Ведь оба мы снялись во множестве фильмов, с разными актерами и хореографами. Работа с мастером Юэном Ву-пином доставила мне истинное удовольствие».

Опыт работы в кино о боевых искусствах у двух мастеров действительно различается. В Гонконге Лю в основном снимался в фильмах своего старшего «крестного брата» Лю Джа-ляна, который на первое место ставил точность воспроизведения различных боевых стилей. Мастер Юэн Ву-пин, напротив, знаменит прежде всего благодаря невесомому изяществу своих фантастических поединков.

 

«Работа мастера Юэна в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» была бесподобно красива, - говорит Лю. – Настоящее произведение искусства. Но это не настоящий бой. Я знал, что Квентину нужно нечто иное. Ему нужны были настоящие схватки. И я знал, что если совместить наши подходы, может получиться уникальный результат».

 

Лю представлял себе, какие трудности стоят перед актером, снимающимся в боевой сцене с партнерами, ни один из которых не владеет боевыми искусствами. «Большинство актеров, снимающихся в боевиках, – даже в Гонконге! – просто заучивают последовательность движений, как поступала Ума на съемках «Убить Билла». Это все равно, что затвердить фразу на иностранном языке, не понимая, что она значит. Очень трудно убедить зрителей, что тебе доступен смысл происходящего. Квентин и мастер Юэн ожидали от меня хорошего результата – они ведь знали, кто я такой. Но они хотели, чтобы Ума тоже здорово смотрелась – ведь она играет главную роль. Так что основная ответственность за то, как будет выглядеть бой на экране, легла на меня».

 

«Если бы я работал с одним из моих братьев или с другим мастером боевых искусств, - поясняет он, - они бы знали, чего от меня ждать, где надо повернуться, где – остановиться. А с неспециалистом от меня требуется дополнительное усилие, иногда надо сделать лишнее движение, чтобы каскад ударов завершился, как следует.

Я постоянно должен быть нацелен на сотрудничество, чтобы партнер выглядел как можно лучше. Кроме того, когда два мастера боевых искусств дерутся и их руки соприкасаются, они ничего не чувствуют – это естественно. А с новичком я всегда волнуюсь, не причинил ли я ему боль».

 

Будучи опытнейшим мастером северного стиля шаолиньского кун фу, Лю прекрасно понимал, какие трудности стояли перед Умой Турман: «Китайские боевые искусства особенно трудны для новичка, тем более высокого роста, так как центр тяжести у таких людей расположен слишком высоко. Обратите внимание, что великие бойцы обычно низкорослые: Брюс Ли, Джеки Чан, Джет Ли. Им легче. Ума знала, что это – не ее конек, но никогда не сдавалась. Она предпринимала одну попытку за другой. Ее решимость поразила меня. Кто-то на ее месте мог удовлетвориться и неудачным дублем – подумаешь, сойдет… Но только не она. Она делала дубль за дублем, пока не была довольна результатом».

 

Гордон Лю был обрадован, когда узнал, что на заглавную роль в фильме приглашен Дэвид Керрадайн. Он даже отвел Керрадайна в сторону во время съемок в храме Гао и выразил ему свое восхищение телесериалом «Кун фу», завоевавшим всемирную славу. «Этот сериал стал важным этапом для понимания искусства кун фу на Западе, - поясняет Лью. – Я также очень уважаю Квентина за его помощь в пропаганде кун фу и боевых искусств за пределами Китая и Юго-Восточной Азии».

 

Юэн Ву-пин, которого во всем мире признают величайшим из ныне живущих мастеров боевых искусств, оказался щедр на похвалы Турман. Тарантино вспоминает: «Однажды он пришел ко мне и сказал: «Квентин, ты даже не представляешь себе, как многого достигла Ума». Он объяснил, что с большинством актеров приходится поступать так: одно, два великолепно исполненных движения, а потом надо резать – все равно в монтаже все будет смотреться неплохо. Ума же выполняла четыре-пять сложных упражнений подряд, схватывая их буквально на лету. Она делает выпад, взлетает в воздух, делает сальто на тросах, приземляется и убивает парочку врагов. Вот это да! Она так наловчилась, что мы с Ву-пином получили возможность менять хореографию поединка прямо по ходу съемок».

 

«К концу тренировок в Лос-Анджелесе, - говорит Турман, - я почувствовала себя уверенней. И последнюю неделю или около того я полностью посвятила хореографии. Я разучивала сотни движений и комбинаций, из которых состоял бой. А потом, когда мы оказались на съемочной площадке и приступили к съемкам, то и дело появлялся Квентин с новой идеей, и вся моя хореография шла псу под хвост. Все менялось по ходу действия, и мне приходилось немедленно разучивать пять, десять, пятнадцать новых комбинаций, а операторская группа терпеливо ждала. И неожиданно я поняла, что меня научили учиться – и это и есть самое главное».

 

Один из трудных уроков, который еще предстояло усвоить актерам, заключался в том, что, какими бы напряженными ни были тренировки, пусть и под руководством настоящего мастера, они не смогут полностью подготовить бойца к реальной ситуации. «Все зависит от того, чего хочет камера, - поясняет мастер Юэн. – Я всегда старался, например, поставить камеру так, чтобы кулак не был виден. Но порой, когда самое главное – передать силу удара, надо показать его более реалистично, с настоящим контактом. Многое зависит от того, может ли актер, которому наносят удар, его грамотно «продать». Может ли он своей реакцией произвести впечатление, что удар сильнее, чем есть на самом деле».

 

Для Тарантино съемки в Китае дали возможность соприкоснуться с духом мастера, который стал его учителем в кино. «Две киностудии, которыми я больше всего восхищаюсь, - говорит он, - это New World Pictures Роджера Кормена образца 70-х годов и Shaw Brothers, владельцем которой был сэр Ран Ран Шо. А из всех режиссеров, работавших на Shaw Brothers, моим кумиром является Чан Че. В истории жанра кун фу он занимает такое же место, как Джон Уэйн – в истории вестерна. В 1967 году он снял фильм «Однорукий боец» с участием Джимми Вана Ю. Это был первый фильм о боевых искусствах – в том виде, как мы представляем этот жанр сегодня. Чан Че был настоящим первооткрывателем. Он умер в 2002 году, но когда я снимал «Убить Билла», у меня порой возникало чувство, что Чан Че нам покровительствует».

 

По словам Тарантино, одна из проблем на съемках была решена с помощью изобретения Чана. Современные устройства, разбрызгивающие струйки искусственной крови, устроены довольно сложно. «Там всякие трубочки, проводки, – говорит Тарантино. – А мне хотелось позабыть о том, что мы делаем высокобюджетную картину, и поступать так, как если бы мы были 13-летними подростками, снимающими кино на заднем дворе. И тут Юэн Ву-пин говорит: «Знаешь, как мы делали эти трюки с кровью в фильмах кун фу в 70-х годах? Брали китайский презерватив, наполняли кровью, и актер, которому предстояло умереть, держал его в руке. И когда его убивали, он сжимал презерватив, и брызги крови летели во все стороны. Выглядело отлично. А придумал это Чан Че». Мы попробовали, результат оказался великолепен. Я не сумел бы добиться и половины желаемых эффектов, если бы не этот трюк».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал