Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документ № 5 директива Совета национальной безопасности США № /20-4
23 ноября 1948 г. Совершенно секретно ЗАДАЧИ США ПО СДЕРЖИВАНИЮ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ США, ИСХОДЯЩИХ ОТ СССР Задача: 1. Оценка и определение существующих и потенциальных угроз национальной безопасности США, исходящих в настоящее время от СССР, и определение мер, необходимых для противостояния этим угрозам. Анализ характера угроз. 2. Намерение и способность советских лидеров следовать курсу, угрожающему национальной безопасности США, а также возможность претворить этот курс в жизнь представляют и в обозримом будущем будут представлять главную угрозу для США. 3. Коммунистическая идеология и поведение Советского Союза на мировой арене четко показывают, что основной целью советских лидеров является мировое господство. Советские лидеры считают, что их коммунистическая партия - это боевой авангард мирового пролетариата в его стремлении к завоеванию политической власти и что безопасность СССР как оплота мирового коммунистического движения не будет обеспечена до тех пор, пока некоммунистические государства не будут ослаблены до такой степени, что уже не смогут препятствовать распространению коммунизма по всему миру Основной и самой приоритетной задачей для СССР, решение которой не терпит отлагательства, является политическое завоевание Западной Европы. Попытки США воспрепятствовать этому расцениваются в СССР как серьезная преграда на пути достижения этих целей. 4. Советские лидеры пытаются достичь этих целей следующим образом: а) В случае ослабления государства или политической нестабильности пытаются повсеместно внедрить контролируемые ими группировки во властные и другие влиятельные структуры, используя для этой цели инфильтрацию и пропаганду, равным образом как и принуждение перед страхом превосходящей военной силы. б) Разжигая политическую, экономическую и психологическую войну против всех тех, кто препятствует осуществлению замыслов коммунистов, а также пытаясь предотвратить или сдержать восстановление Западной Европы и препятствовать развитию сотрудничества между странами данного региона. в) Ускоренно наращивая военный потенциал в регионах, находящихся в советской орбите, поскольку, по мнению коммунистов, война неизбежна. И цели, и задачи Советского Союза враждебны по отношению к США и безусловно таковыми и останутся. 5. Нынешняя возможность СССР угрожать США заключается в: а) Полной и эффективной централизации власти в СССР и контроле над международным коммунистическим движением. б) Убедительном использовании идеологии, построенной на псевдонаучных выводах, которая обещает избавление от всех зол, и активном использовании тоталитарной пропагандистской машины для достижения соответствующего эффекта. в) Наличии высокоэффективных методов ведения шпионской и диверсионной деятельности, а также отработанных за более чем 25 лет способов захвата политической власти. г) Наличии возможности использования военной мощи СССР и стран, находящихся под его влиянием, для запугивания или, в случае необходимости, для ведения военных действий. д) Относительно высоком уровне политической и социальной нестабильности, имеющейся в настоящее время в других странах, в частности в странах Западной Европы, из-за недавней войны, а также в колониях и развивающихся странах, от которых зависят поставки сырья в Европу. е) Возможности использовать оказанное в демократических странах коммунистам и обманутым ими людям доверие за счет нежелания этих стран ограничить демократические свободы лишь для того, чтобы запретить деятельность отдельной группы лиц, и нежелания этих стран признать заблуждения и злодеяния коммунистов. 6. Точно оценить степень опасности Советского Союза для США, которая заключается в вышеописанных положениях, невозможно. Успешность применения вышеизложенных принципов зависит от множества факторов, предсказать которые сейчас не представляется возможным, например, степени сопротивления, с которой столкнутся советские власти, эффективности политики США, развития взаимоотношений внутри органов советской власти и т. п. Если бы в предыдущие два года США не предпринимали усилий по недопущению распространения коммунизма на территории Западной Европы и Средиземноморского региона, то сегодня большая часть этих территорий находилась бы под политическим контролем коммунистов. Однако сегодня (если не принимать в расчет резкое изменение нынешней ситуации, что может открыть перед коммунистами новые возможности) у коммунистов практически нет шансов на политическое завоевание стран, расположенных западнее линии Любек - Триест. Неудача подобного политического наступления создала для них серьезные проблемы за пределами «железного занавеса», и, возможно, сегодня их политика больше ориентирована на оборону. Однако нельзя утверждать, что возможности Советов по ведению диверсионной деятельности и политической агрессии иссякнут в течение последующих десяти лет. Напротив, Советский Союз может стать даже более опасным. 7. В настоящее время военные возможности СССР представляют для США прямую и серьезную угрозу: а) СССР пока не способен вести продолжительные военные действия на территории США или в Западном полушарии и может организовать лишь ограниченное число самолетовылетов бомбардировочной авиации (причем только в одну сторону, без возвращения на базы). Главную же опасность представляют советские подводные лодки, способные успешно вести боевые действия. б) По оценкам, основанным на имеющихся разведданных, советская армия способна за шесть месяцев захватить всю континентальную Европу и Ближний Восток, в том числе Каир, одновременно оккупируя важные стратегические точки на Дальнем Востоке, в то время как Великобритания будет подвергаться сильнейшим бомбовым и ракетным ударам. в) Если советские лидеры получат достаточно времени для консолидации управления и интеграции Европы в советскую систему, захват Советским Союзом этих территорий сильно увеличит его военную мощь. Это позволит коммунистам настолько укрепить свой военный потенциал, что возникнет неприемлемый уровень опасности для США. 8. Однако быстрая военная экспансия по территории Евразии удлинит советские коммуникации и наложит ощутимое бремя на экономику СССР. Если в это же самое время СССР будет вовлечен в войну с нами и мы будем проводить стратегические наступательные действия, то Советы могут оказаться неспособными удерживать захваченные территории. А если США прибегнут к психологической войне и диверсионным действиям на территории СССР, на подконтрольных Советам территориях советские лидеры столкнутся с недовольством и тайной оппозицией. 9. Согласно настоящим оценкам возможности СССР, указанные в пункте 7-а, будут постоянно увеличиваться, и, возможно, не позднее 1955 года СССР сможет нанести массированные воздушные атаки против США с использованием атомного, биологического и химического оружия. Кроме того, следует ожидать еще более активных действий с применением подводных лодок, включая запуски управляемых ракет малого радиуса действия, и проведения операций по высадке воздушного десанта с целью захвата основных баз. Однако даже в этом случае СССР не будет способен осуществить крупномасштабное вторжение на территорию США, если военные силы США будут находиться в боеспособном состоянии. Возможности СССР по захвату Западной Европы, Ближнего Востока и части Дальнего Востока сохранятся и к 1958 году. 10. Возможности СССР и их усиление, обозначенные в данном документе, приведут к общему увеличению мощи СССР по отношению к США и западным демократическим державам. Этого можно избежать путем: а) Успешного осуществления Программы восстановления Европы. б) Развития Западноевропейского союза и его поддержки со стороны США. в) Увеличения эффективности военных институтов США, Великобритании и других союзных государств. г) Усиления внутренних противоречий в СССР и разногласий между СССР и его союзниками. 11. СССР уже вовлек США в борьбу за мировое господство. Сейчас невозможно точно предсказать, когда нынешняя политическая война перерастет в вооруженный конфликт и произойдет ли это вообще. Тем не менее угроза начала военных действий существует. а) Хотя возможность спланированной атаки СССР против США не может быть исключена, тщательный анализ различных факторов указывает, что, возможно, советское правительство сейчас и не планирует определенных военных действий, рассчитанных на вовлечение в войну США, и по-прежнему ищет пути политического решения своих основных задач, прибегая при этом к военному шантажу. б) Война может разразиться из-за случайных столкновений войск обеих стран. в) Война может разразиться из-за неправильной оценки ситуации, из-за ошибочной оценки любой из сторон того, насколько далеко можно заходить, оказывая давление на противника. Существует вероятность того, что СССР захочет прибегнуть к военным действиям из-за неправильной оценки намерений США, касающихся обеспечения собственной безопасности. 12. В дополнение к риску начала войны существует опасность того, что политическая пропаганда, осуществляемая коммунистами, сильно ослабит позиции США, усилит позиции СССР и приведет к нашему поражению в политической войне или вынудит нас вступить в реальную войну тогда, когда мы будем находиться в невыгодном положении. Подобное может произойти из-за отсутствия у нас четкого внешнеполитического курса -следовать политике умиротворения или отдать предпочтение изоляционистским концепциям, что приведет к потере союзников и потере влияния на мировой арене; из-за отсутствия внутреннего единства и подрывной деятельности, осуществляемой на нашей территории; из-за экономической нестабильности, которая может быть вызвана инфляцией или кризисом; или из-за чрезмерного либо недостаточного вооружения и расходов на помощь союзникам. 13. Для противостояния угрозам нашей национальной безопасности и ради создания условий, ведущих к позитивным и в будущем к взаимовыгодным отношениям с русским народом, нам необходимо определить основные цели, выполнение которых возможно как в случае мирного развития событий, так и в случае войны. Из этого вытекают определенные задачи, выполнение которых должно быть осуществлено без применения силы, а также те задачи, выполнение которых должно быть осуществлено военными средствами. ВЫВОДЫ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ США 14. Основной угрозой безопасности США в обозримом будущем будут военные планы СССР и его военная мощь, а также сама сущность коммунистической системы. 15. Если мы и другие некоммунистические страны не будем способны дать соответствующий отпор, политическая, экономическая и психологическая война, которую СССР ведет в настоящее время, способна ослабить позиции США и разрушить их традиционные институты, не прибегая к открытым боевым действиям. 16. Опасность войны с Советским Союзом достаточно велика, поэтому необходимо вести соответствующую своевременную подготовку, соблюдая необходимую осторожность. а) Даже несмотря на то, что по нынешним оценкам Советы не намерены развязывать войну, в которую будут вовлечены и США, возможность возникновения подобной ситуации не может быть полностью исключена. б) Сейчас и в обозримом будущем будет существовать угроза начала войны из-за неправильной оценки СССР решения США использовать все возможные средства для обеспечения собственной безопасности, из-за неправильной интерпретации намерений США или из-за неправильной оценки США мер, предпринимаемых СССР в ответ на политику США. 17. Контроль СССР над территорией Евразии, установленный в результате вооруженной агрессии либо политическими и подрывными методами, стратегически и политически неприемлем для США. 18. Способность США в мирных или военных условиях сдерживать угрозы или добиваться своих целей может быть серьезно подорвана в случае начала негативных процессов внутри США, среди которых можно выделить следующие: а) Высокий уровень шпионажа, подрывной деятельности и саботирования, целенаправленно притворяемого в жизнь коммунистами. б) Продолжительная экономическая нестабильность. в) Внутренняя политическая и социальная разобщенность. г) Недостаточное или чрезмерное финансирование военных программ и оказание помощи нашим союзникам. д) Чрезмерное или расточительное расходование ресурсов в мирное время. е) Уменьшение влияния США из-за непоследовательности, попустительства или непрофессионализма в осуществлении внешнеполитического курса или из-за невыполнения взятых на себя международных обязательств. ж) Развитие чувства безопасности из-за обманчивых перемен в советском политическом курсе. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ США В ОТНОШЕНИИ СССР 19. Нашими основными целями, направленными на сдерживание угроз национальной безопасности и процветанию США, исходящих от СССР, в мирное и военное время должны быть: а) Стремление уменьшить могущество и влияние СССР до таких размеров, чтобы они более не представляли угрозы мирному сосуществованию, независимости мирового сообщества и стабильности в мире. б) Заставить правительство СССР действовать на международной арене в соответствии с принципами, заложенными в Уставе ООН. Однако, преследуя эти цели, мы должны быть осмотрительными и не допустить ослабления экономики и попрания фундаментальных ценностей и институтов, присущих нашему образу жизни. 20. Мы должны стремиться достичь наших основных целей, не прибегая к войне, путем реализации следующих задач: а) Способствовать постепенному ослаблению советского могущества - от нынешних границ до исконных русских территорий, а также содействовать превращению сателлитов СССР в независимые государства. б) Способствовать развитию в умах советских людей настроений, которые могут помочь изменить нынешний политический курс СССР и позволить возродить независимость народов, готовых к ней и способных поддерживать ее. в) Развеять миф, из-за которого народы, проживающие вне досягаемости советской военной машины, находятся в зависимости от Москвы, а также заставить мир увидеть и понять истинную сущность коммунистической партии и СССР и выработать к ним соответствующее отношение. г) Создавать ситуации, которые заставят правительство СССР признать практическую нецелесообразность действий, основанных на нынешних концепциях, а также необходимость действовать в соответствии с принципами международного права, заложенными в Уставе Организации Объединенных Наций. 21. Выполнение этих задач требует от США следующего: а) Поддержания уровня боевой готовности с целью обеспечения возможности противостоять СССР в случае его агрессии. Это должно являться неотъемлемой частью нашей политики в отношении СССР. Кроме того, это также должно давать уверенность тем государствам, которые, подобно нам, противостоят политической агрессии коммунистов. Мы также должны обеспечить наличие необходимого базиса для быстрой мобилизации в случае, если война окажется неизбежной. б) Обеспечения внутренней безопасности США от саботажа, подрывных действий и шпионажа. в) Максимальной реализации экономического потенциала, включая усиление экономики в мирное время и создание стратегических резервов, которыми можно будет воспользоваться в случае войны. г) Усиления проамериканской ориентации некоммунистических стран, оказание помощи странам, способным и желающим внести свой вклад в укрепление безопасности США, их политической и экономической стабильности, военного потенциала. д) Оказания максимального давления на советские органы власти и особенно на отношения Москвы и государств-сателлитов. е) Обеспечения осведомленности граждан США о возможных угрозах государственной безопасности, готовности населения одобрить соответствующие действия. 22. В случае войны с СССР мы должны будем попытаться создать условия (за счет военных и других действий), которые обеспечат достижение целей США без безоговорочной капитуляции противника. Военные задачи, дополняющие задачи мирного времени, должны быть следующими: а) Искоренение господства Советской России на территориях, находящихся за пределами послевоенных границ России. б) Уничтожение той схемы отношений, благодаря которой лидеры Всесоюзной коммунистической партии смогли добиться власти над гражданами или группами граждан в странах, не находящихся под контролем коммунистов, в) Любой режим или режимы, которые могут возникнуть на территории СССР после войны, не должны: (1) Обладать достаточным для ведения войны военным потенциалом. (2) Создать что-либо подобное нынешнему «железному занавесу». г) Более того, если на какой-либо части Советского Союза останется большевистский режим, то он не должен обладать достаточным военным и промышленным потенциалом, который мог бы использоваться для ведения боевых действий против других режимов, которые могут установиться на территории бывшего СССР. д) Стремиться создать такие условия, которые: (1) Предотвратят развитие властных отношений, могущих угрожать безопасности США и миру во всем мире. (2) Будут способствовать развитию организации послевоенного мира, основанного на принципах Организации Объединенных Наций. (3) Позволят как можно быстрее вывести США из военного положения. 23. При выполнении вышеуказанных военных задач мы не должны принимать окончательных или преждевременных решений, относящихся к изменениям границ, формированию правительства на вражеской территории, независимости национальных меньшинств или ответственности за послевоенное переустройство политической, экономической и социальной систем, которые неизбежно пошатнутся в результате войны.
|