Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Представленный материал показывает, что экспрессивная алалия — очень сложное расстройство речевой деятельности
Представленный материал показывает, что экспрессивная алалия — очень сложное расстройство речевой деятельности. Сложность его объясняется не только многочисленностью, разнообразием и взаимодействием нарушений языка, но также неоднозначными связями между неязыковыми и языковыми нарушениями. Есть основания считать алалию языковым расстройством, которое характеризуется деформацией структурно-функциональной стороны языка и не находится в причинно-следственной зависимости от нарушений неязыковых форм психической деятельности. В соответствии о таким пониманием алалии логопедическую работу с детьми целесообразно направлять главным образом на формирование у них закономерностей функционирования языкового механизма. Многое в проблеме экспрессивной азалии, как мы смогли убедиться, остается нерешенным либо решенным в первом приближении. Прежде всего это касается этиопатогенеза алалии, от результатов исследования которого зависит выбор оптимальных направлений медико-педагогического воздействия на детей с алапией. Для решения проблемы необходимы совместные усилия представителей различных областей науки о человеке. К этому побуждает характер данного расстройства. Поиск правильных решений проблемы должен осуществляться и может быть плодотворным только в русле современных представлений о деятельности человека и его речевой деятельности, представлений, которые базируются на фундаментальных научных положениях, содержащихся в трудах НА.Бернштейна, П.К.Анохина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Л.В.Щербы и их последователей. Непременными условиями успешного изучения алалии, как мы думаем, являются учет типических характеристик изучаемого объекта, своеобразных связей между механизмом языка и другими механизмами психической деятельности, учет особенностей строения и функционирования языкового процесса (в том числе скрытых от непосредственного наблюдения его звеньев), а также рассмотрение объекта изучения в развитии. [1] Перевод термина: алалия [гр. а (приставка, обозначающая отсутствие) + lalia — речь] — отсутствие речи; экспрессивная [лат. expressio — выражение] — относящаяся к выражению, говорению. Дословно, экспрессивная алалия — отсутствие экспрессивной речи. Разумеется, дословный перевод не характеризует существа этого расстройства, характеристика его будет дана в последующем изложении. [2] Термин «алогия» явно неудачен, так как им некоторые авторы обозначают отсутствие речи у детей с умственной отсталостью в степени идиотии. [3] Подробный анализ наиболее распространенных в нашей стране методов воспитания речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией дан Б.М. Гриншпуном. [4] В этом отношении большой вклад был внесен отечественными исследователями И.А. Бодуэном де Куртенэ (1885-1886), В.К. Орфинской (1963), С.Н. Шаховской (1964) и другими. [5] Было изучено 300 историй болезней детей с алалией, находившихся под нашим наблюдением и под наблюдением других специалистов, предоставивших нам для анализа истории болезней. [6] Задержку языкового (речевого) развития некоторые авторы называют также «простой задержкой» или «временной задержкой». Она проявляется в запаздывании сроков нормального усвоения языка и чаще всего вызывается соматическими заболеваниями и отрицательными социально-психологическими влияниями При нарушенном же языковом развитии мы встречаемся с патологическим типом усвоения языковой системы, и в этиологии этой формы расстройства доминируют органические повреждения мозга. [7] Дисплазия — неправильное развитие не подкрепляются результатами специальных исследований и поэтому должны быть оценены лишь как предположения. [8] Подробнее об этих исследованиях см. в разделе «Характер повреждения речевого аппарата». [9] Параклинические методики — это методики, применяющиеся помимо обычных, традиционных клинических методик, таких как клинико-психопатологические, клинико-неврологические, психолого-педагогические и др. К параклиническим относятся, например, различные биохимические, электрофизиологические, нейроморфологические и другие методики. [10] Верификация — проверка истинности. [11] Сосредоточенность в каком-то четко определенном месте. [12] Возникающая в виде приступов. [13] Авторы производили удаление мозговых опухолей у больных с фокальной эпилепсией. [14] О разных точках зрения на механизм кратко сказано в разделе 2. [15] «Звуковые жесты» — это специфические звучания с использованием неязыковых и языковых звуков (цоканье языком, «хмыканье», «угуканье» и пр.), одно из средств невербальной коммуникации. [16] Исследовалось произнесение согласных в слогах конструкции «согласный-гласный». [17] Говоря об отсутствии влияний мышления на структурно-функциональную сторону языка, мы вовсе не отрицаем того, что у части детей с алалией имеются недостатки мышления (чаще «вторичного» характера, обусловленные, в частности, дефицитом речевых контактов) и что эти недостатки могут отрицательно сказываться на содержательной стороне речи. Тем более это относится к детям, у которых алалия проявляется в синдроме олигофрении (такие дети, как говорилось во введении, не являются предметом обсуждения в этом пособии). [18] Копулятивная связь — сочетаемые элементы синтаксически равноправны (в речи детей с алалией; «кошка молоко» вместо «кошка пьет молоко»). Предикативная связь — сочетание подлежащего и сказуемого. Комплетивная связь — включение в предложение самостоятельных синтаксических единиц (дополнения и обстоятельства). Атрибутивная связь — объединение слов, обозначающих предмет или процесс и их признаки. Об этих видах связей см. в соответствующих пособиях по лингвистическим дисциплинам. [19] Слоговая аппроксимация — упрощение слоговой структуры слова за счет повторения какого-либо элемента (например, голова — ляляля; лошадка — тататька, бумага — мамака, одеяло — алиляла). [20] Остается не вполне ясным, каким образом исследователями выявляется артикуляторная апраксия, поскольку в традиционных испытаниях ребенку предлагают выполнять неречевые движения, которые по своей «организации», по степени автоматизированности и характеру осознания их детьми принципиально отличаются от речевых движений. [21] Синтагматическая фонетика — построение слов по акцентно-силлабической модели с уподоблением входящих в слово звуков: č i'č i (cv'etы); ta't'etы (ka'nf'etы); pa'paka (sa'baka); то же, что аппроксимация, т.е. выражение языковых элементов через другие, как правило, более простые. [22] Вероятно, правильнее было бы говорить о степени нарушения развития языковой системы. [23] Напоминаем, что заменяющийся звук и его заменители часто произносятся детьми с алалией правильно. Нужно также напомнить, что многие замены контекстуально обусловлены.
|