![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организмическая теорияСтр 1 из 7Следующая ⇒
С тех пор, как Декарт в семнадцатом веке разделил индивида на две отдельные, но тем не менее взаимодействующие сущности, тело и сознание, а Вундт в девятнадцатом веке, в согласии с традицией британского ассоцианизма, разделил сознание на атомы, сведя его к элементарным частицам — ощущениям, чувствованиям, образам, — постоянно предпринимались попытки воссоединить сознание и тело и рассмотреть организм как единое целое. Одна из замечательных попыток, известная под названием организмического или холистического подхода, имела значительные последствия в последнее время. Этот взгляд нашел отражение в психобиологии Адольфа Мейера (Меуег, 1948; Кепше, 1954), психосоматическом направлении в медицине (ВипЬаг, 1954) и в фундаментальной работе Когхилла, посвященной развитию нервной системы и поведения (Со§ЬШ, 1929). Наиболее значительные предшественники организмической концепции в области медицины — выдающийся английский невролог Хьюлингс Джексон ОасЪоп, Н., 1931) и знаменитый французский физиолог Клод Бернар (Вегпаго1, С., 1966). Ян Смуте (5ти15, ].), южноафриканский государственный деятель и военачальник, известен как ведущий философ — сторонник организмической теории, и его книга «Холизм и эволюция» («Яо/ши апс1 епоЫНоп», 1926) пользовалась большим авторитетом. Генерал Смуте вывел слово «холизм» из греческого корня «холос», означающего «полный», «целостный», «завершенный». В психологии организмическая теория разрабатывалась Дж. Р. Кантором (Капг, ог, ^. К., 1924, 1933, 1947), Р. X. Уилером (\УЬее1ег, К. Н., 1940), Хейнцем Уэрнером (^егпег, Н., 1948), Гарднером Мерфи (1947) и Карлом Роджерсом (см. гл. 7). Организмическая теория опиралась и на эпохальную статью Джона Дьюи (Ве\теу,, 1.) «Понятие рефлекторной дуги в психологии» («ТЬе ге{1ех агс сопсер^ гп рзусИо1оду», 1896). В числе тех, кто стоял у истоков организмической теории, упоминаются Организмическая теория Аристотель, Гете, Спиноза и Уильям Джеймс. Хотя не все упомянутые создали зрелые организмические теории, их представления развивались в этом направлении. С организмической точкой зрения близко соотносится гештальтдвижение, созданное Вертгеймером (\Уегг.Ье1тег, М.), Келером (КбЫег, \\О и Коффкой (КоШса, К.), которые накануне первой мировой войны протестовали против тех традиций анализа сознания, которые представляли Вундт и его последователи. Это движение отстаивало новый тип анализа сознательных переживаний. Начав с перцептивного поля как целого, представители этого движения в дальнейшем выделили в нем фигуру и фон, изучили особенности каждого из этих компонентов и их взаимосвязь. В сфере научения они на место представлений об ассоциации ввели понятие «инсайт». Человек видит задачу как осмысленное целое, а не как нечто состоящее из кусочков. Хотя гештальт-психология оказала грандиозное влияние на современную мысль и действительно конгениальна организмической теории, она, строго говоря, не может рассматриваться как организмическая психология. Причина в том, что гештальтпси-хология — в том виде, в каком ее разрабатывали Вертгеймер, Коффка и Келер, — ограничивалась феноменами сознания и крайнее мало обращалась к организму и личности в целом. Организмическая теория много заимствовала из гештальтпсихо-логии, они стоят на родственных позициях. Можно сказать, что организмическая психология распространила принципы гештальта на организм в целом. Ведущим представителем организмической теории явился Курт Гольдштейн, выдающийся нейропсихиатр. Во многом на основе наблюдения и исследований солдат, получивших повреждения мозга во время первой мировой войны, а также предшествовавших исследований речевых нарушений, Гольдштейн пришел к заключению, что ни один симптом пациента не может рассматриваться просто как продукт частного органического поражения или заболевания, а должен анализироваться как проявление всего организма. Организм всегда ведет себя как единое, а не как собрание разрозненных частей. Сознание и тело — не отдельные сущности, а сознание не состоит из независимых способностей или элементов, как тело не состоит из независимых органов и процессов. Организм — единое целое. Происходящее в частности влияет на целое. Психолог изучает организм с одной стороны, физиолог — с другой. Однако обе дисциплины должны действовать в рамках организмической теории, поскольку всякое событие, психологическое или физиологическое, происходит в контексте всего организма, если только не было от него искусственно изолировано. Законы целого управляют функционированием частей. Следовательно, для того, чтобы понять функционирование любой составляющей организма, нужно открыть общие законы функционирования всего организма. Это — основная нить организмической теории. Главные особенности организмической теории — в той мере, в какой они относятся к психологии человека — можно обозначить следующим образом. 1. В организмической теории подчеркивается единство, интегрированность, согласованность и когерентность здоровой личности. Организованность — естественное состояние организма; дезорганизованность патологична и обычно связана с воздействием подавляющей либо угрожающей среды или с интраорганиз-менной аномалией. 2. Организмическая теория предполагает изначальное видение организма как 3. В организмической теории принимается положение, согласно которому ин 4. Хотя в организмической системе индивид не рассматривается как закрытая 5. Организмическая теория часто использует принципы гештальтпсихологии, 6. Организмическая теория полагает, что на основе исчерпывающего изучения ческая теория пользовалась большей популярностью среди клинических психологов, занимающихся целостной личностью, чем среди сторонников экспериментального подхода, интересующихся в первую очередь отдельными процессами или функциями — например, восприятием и научением. В данной главе мы сначала представим огранизмическую теорию так, как ее развивал Курт Гольдштейн, и приведем примеры типичных исследований, основанных на его теории. Затем мы обсудим два других варианта организмической теории, разработанные Андрашом Ангъялом и Абрахамом Маслоу. КУРТ ГОЛЬДШТЕЙН Курт Гольдштейн получил подготовку в области неврологии и психиатрии в Германии и завоевал признание как ученый-медик и преподаватель до своей эмиграции в США в 1935 году после прихода к власти нацистов. Он родился в Верхней Силезии (в то время — часть Германии, теперь — часть Польши) 6 ноября 1878 г., медицинскую степень получил в университете Бьерслау14 (Нижняя Силезия) в 1930 г. В течение нескольких лет, прежде чем занять пост педагога и исследователя в психиатрической больнице Кенигсберга15, он прошел обучение у нескольких выдающихся ученых-медиков. В течение восьми лет работы в Кенигсберге он осуществил множество исследований и написал множество работ, что создало ему репутацию и в тридцатишестилетнем возрасте привело на пост профессора неврологии и психиатрии и директора Неврологического института Франкфуртского университета. Во время первой мировой войны он — директор военного госпиталя для солдат с черепно-мозговыми травмами и содействовал созданию института по изучению последствий этих травм. Именно в этом институте Гольдштейн осуществил фундаментальные исследования, составившие основу его органйзмического подхода (1920). В 1930 г. он стал профессором неврологии и психиатрии Берлинского университета, а затем возглавлял отделение неврологии и психиатрии Моабитской больницы. После прихода Гитлера к власти в Германии Гольдштейн был заключен в тюрьму, а затем освобожден при условии, что покинет страну. Он направился в Амстердам, где завершил важнейшую свою книгу, •$^е^ аи^Ьаи д, е& агдапитиз», переведенную на английский под названием «Организм» («ТЬе огдатзт», 1939). После переезда в 1935г. в США он в течение года работал в Нью-Йорском психиатрическом институте, вслед за чем возглавил лабораторию в больнице Монтефиоре (город Нью-Йорк) и работал в качестве профессора-клинициста в медико-хирургическом колледже Колумбийского университета. В этот период он читал лекции по психопатологии в Департаменте психологии в Колумбии и был приглашен выступить с лекциями на чтениях имени Уильяма Джеймса в Гарвардском университете; лекции были опубликованы под названием «Человеческая природа в свете психопатологии» («Нитап паЫге гп Иге НдЫ о(' рзусНораИю1оду», 1940). " Ныне — Вроцлав. 15 Ныне — Калининград. Во время войны он был профессором-клиницистом в Медицинской школе Таф-тса в Бостоне и опубликовал книгу о последствиях мозговых травм, полученных на войне (1942). В 1945г. он вернулся в город Нью-Йорк, где занялся частной практикой как нейропсихиатр и психотерапевт. Он сотрудничал с Колумбийским университетом в Новой школе социальных исследований и был «приглашенным профессором» в университете Брандейса, совершая еженедельные поездки в Уолтхэм. Там он сотрудничал с двумя другими теоретиками-холистами, Андрашом Ангъялом и Абрахамом Маслоу. Его последняя книга была посвящена речи и речевым нарушениям (1948) — область, которую он изучал всю жизнь. В последние годы позиции Гольдштейна сблизились с позициями феноменологии и экзистенциальной психологии. Он скончался в городе Нью-Йорк 19 сентября 1965г. в возрасте 86 лет. Посмертно вышла его автобиография (1967). Мемориальный том (1968) содержит полную библиографию работ Гольдштейна.
|