Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
Налог
| обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления ден.с-р в целях фин. обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
| Налоговый платеж
| это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
| Налоговая система РФ
| это совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.
| Налог система
| это совокупность установленных в государстве условий налогообложения.
| К существенным условиям налогообложения относятся
| 1. принципы налогообложения;
2. порядок установления и введения налогов и сборов;
3. система налогов и сборов;
4. порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;
5. права и обязанности участников налоговых отношений;
6. формы и методы налогового контроля;
7.ответственность за нарушение налогового законодательства
| Роль налога
| – является источником наполнения бюджета
| Посредством налогов государство может влиять на различные процессы и параметры:
| · производственные путем стимулирования развития либо сдерживания определенных отраслей;
· динамику потребления и сбережения посредством установления различных ставок косвенных налогов;
· уровень доходов физических и юридических лиц путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
С помощью налогового регулирования государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.
| Функции: фискальная, регулирующая, контролирующая.
| | фискальная – мобилизация ден.с-р в бюджеты всех уровней для обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения им своих основных функций
| | · регулирующая (экономическая) – направлена на воздействие через налоговый механизм на стимулирование производственных процессов, оживление деловой и предпринимательской активности, усиление процесса накопления капитала, расширение платежеспособного спроса населения;
| | контролирующая – налоговый контроль за хозяйствующими субъектами
| Признаки налога:
| 1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При невыполнении налогового обязательства применяются налоговые санкции.
2. Смена формы собственности. Плательщиком налога является собственник. Уплата налога – социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности; посредством ее доля частной собственности становится гос..
3. Безвозвратность. Уплаченные в бюджетную систему налоги не возвращаются плательщику. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве льготы.
4. Индивидуальная безвозмездность. Уплата плательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
5. Безадресность. Налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются, и неизвестно, на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога.
| Взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.
| Пошлина -ден. отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд; при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо действий, документ, свидетельство
| Сборы - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
| К категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:
· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· государственную пошлину.
| Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.
| Принцип определения элементов налога в РФ:
«При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». В законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.
Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога.
| Налог считается установленным: когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».
Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами налога
| Существенные элементы налога:
•Субъект налога - Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств
• Объект налога - Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог
• Налоговая база - Количественное выражение предмета налогообложения, основа налога, к которой применяется ставка налога
• Налоговая ставка - Размер налога, установленный на единицу налогообложения
• Налоговый период - Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога
• Порядок исчисления налога - Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)
• Срок уплаты налога - Календарная дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог
• Порядок уплаты налога - Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)
| Принципы налогооблажения
| ным принципам налогообложения относятся:
1. Принцип всеобщности. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Принцип равного налогового бремени. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. «Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов»
3. Принцип юридического равенства налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из соц., расовых, нац., религиозных и иных подобных критериев.
4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
5. Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
6. Принцип единства налоговой политики. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
7. Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
8. Принцип определенности. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
9. Принцип ясности и доступности понимания налогового законодательства. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
10.Принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
|
Налог на добавленную стоимость (НДС) - форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом (универсальным акцизом), влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.
Налоговые ставки НДФЛ установлены ст. 224 НК РФ. Основная ставка НДФЛ в РФ составляет 13%.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:
• в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
• от осуществления трудовой деятельности, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;
• от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.
• Доходы высококвалифицированного специалиста независимо от его налогового статуса облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов.
• Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении:
• доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
• доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
• доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
|