Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ангелы, отправляемые к посланникам и пророкам
Аллах сообщил нам, что эта обязанность возложена на Джибрила: «Скажи: “Кто является врагом Джибрилу? ” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде» (Аль-Бакара, 97); «Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (Аш-Шу‘ара, 193-194). В некоторых случаях откровения от Аллаха приносили другие ангелы. Муслим передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Однажды, когда Джибрил находился рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал скрип над головой, поднял голову и сказал: ] ه َ ذ َ ا ب َ ا ب ٌ م ِ ن َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ ف ُ ت ِ ح َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ل َ م ْ ي ُ ف ْ ت َ ح ْ ق َ ط ّ ُ إ ِ ل ا ّ َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ، ف َ ن َ ز َ ل َ م ِ ن ْ ه ُ م َ ل َ ك ٌ ف َ ق َ ا ل َ: ه َ ذ َ ا م َ ل َ ك ٌ ن َ ز َ ل َ إ ِ ل َ ى ا ل أ َ ر ْ ض ِ ل َ م ْ ي َ ن ْ ز ِ ل ْ ق َ ط ّ ُ إ ِ ل ا ّ َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ف َ س َ ل ّ َ م َ و َ ق َ ا ل َ: أ َ ب ْ ش ِ ر ْ ب ِ ن ُ و ر َ ي ْ ن ِ أ ُ و ت ِ ي ت َ ه ُ م َ ا ل َ م ْ ي ُ ؤ ْ ت َ ه ُ م َ ا ن َ ب ِ ى ّ ٌ ق َ ب ْ ل َ ك َ: ف َ ا ت ِ ح َ ة ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ، و َ خ َ و َ ا ت ِ ي م ُ س ُ و ر َ ة ِ ا ل ْ ب َ ق َ ر َ ة ِ ، ل َ ن ْ ت َ ق ْ ر َ أ َ ب ِ ح َ ر ْ ف ٍ م ِ ن ْ ه ُ م َ ا إ ِ ل ا ّ َ أ ُ ع ْ ط ِ ي ت َ ه ُ [ “Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались”. Через них спустился ангел, который явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это сура ‘Аль-Фатиха’ и последние аяты суры ‘Аль-Бакара’. И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано”»[72]. В «Тарихе» Ибн ‘Асакира приводится рассказ Хузейфы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] أ ت ا ن ي م َ ل َ ك ٌ ف َ س َ ل ّ َ م َ ع َ ل َ ي ّ َ ، ن َ ز َ ل َ م ِ ن ْ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ ل َ م ْ ي َ ن ْ ز ِ ل ْ ق َ ب ْ ل َ ه ا ، ف َ ب َ ش ّ َ ر َ ن ِ ي أ َ ن ّ َ ا ل ْ ح َ س َ ن َ و َ ا ل ْ ح ُ س َ ي ْ ن َ س َ ي ّ ِ د َ ا ش َ ب َ ا ب ِ أ َ ه ْ ل ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ، و َ أ َ ن ّ َ ف َ ا ط ِ م َ ة َ س َ ي ّ ِ د َ ة ُ ن ِ س َ ا ء ِ أ َ ه ْ ل ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ [ «Ко мне явился ангел и пожелал мне мира. Он спустился с неба впервые и сообщил мне весть о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн — самые уважаемые среди молодых обитателей Рая и что Фатима — самая уважаемая среди женщин в Раю»[73]. В «Муснаде» Ахмада и «Сунане» ан-Насаи приводится другой хадис Хузейфы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] أ َ م َ ا ر َ أ َ ي ْ ت َ ا ل ْ ع َ ا ر ِ ض َ ا ل ّ َ ذ ِ ى ع َ ر َ ض َ ل ِ ى ق ُ ب َ ي ْ ل ُ [. ق َ ا ل َ: ق ُ ل ْ ت ُ: ب َ ل َ ى. ق َ ا ل َ: ] ف َ ه ُ و َ م َ ل َ ك ٌ م ِ ن َ ا ل ْ م َ ل ا َ ئ ِ ك َ ة ِ ل َ م ْ ي َ ه ْ ب ِ ط ِ ا ل أ َ ر ْ ض َ ق َ ب ْ ل َ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ل ّ َ ي ْ ل َ ة ِ ، ف َ ا س ْ ت َ أ ْ ذ َ ن َ ر َ ب ّ َ ه ُ أ َ ن ْ ي ُ س َ ل ّ ِ م َ ع َ ل َ ى ّ َ و َ ي ُ ب َ ش ّ ِ ر َ ن ِ ى: أ َ ن ّ َ ا ل ْ ح َ س َ ن َ و َ ا ل ْ ح ُ س َ ي ْ ن َ س َ ي ّ ِ د َ ا ش َ ب َ ا ب ِ أ َ ه ْ ل ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ، و َ أ َ ن ّ َ ف َ ا ط ِ م َ ة َ س َ ي ّ ِ د َ ة ُ ن ِ س َ ا ء ِ أ َ ه ْ ل ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ [ «Ты не заметил нечто необычное, что возникло передо мной?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Это был один из ангелов, который не спускался на землю прежде этой ночи. Он попросил разрешения у Аллаха пожелать мне мира и сообщил мне весть о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн будут самыми уважаемыми среди молодых обитателей Рая, а Фатима — самой уважаемой женщиной в Раю»[74]. Ангелы являются не только к посланникам и пророкам Не каждый, к кому являются ангелы, считается Божьим посланником или пророком. Это неверное суждение. Известно, что Аллах отправил Джибрила к Марьям, а также к матери Исма‘ила, когда у нее закончились питье и еда. Сподвижники тоже видели Джибрила, когда он явился в образе бедуина. Кроме того, Аллах отправил ангела к мужчине, который отправился навестить своего брата по вере, и тот обрадовал его вестью о том, что Аллах возлюбил его за его любовь к своему брату. Подобных историй много, но нашей целью было лишь показать, что такое возможно. Как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, получал откровение? В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Аиши о том, что аль-Харис бин Хишам спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха, каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: ] أ َ ح ْ ي َ ا ن ً ا ي َ أ ْ ت ِ ي ن ِ ى م ِ ث ْ ل َ ص َ ل ْ ص َ ل َ ة ِ ا ل ْ ج َ ر َ س ِ - و َ ه ُ و َ أ َ ش َ د ّ ُ ه ُ ع َ ل َ ى ّ َ - ف َ ي ُ ف ْ ص َ م ُ ع َ ن ّ ِ ى و َ ق َ د ْ و َ ع َ ي ْ ت ُ ع َ ن ْ ه ُ م َ ا ق َ ا ل َ ، و َ أ َ ح ْ ي َ ا ن ً ا ي َ ت َ م َ ث ّ َ ل ُ ل ِ ى َ ا ل ْ م َ ل َ ك ُ ر َ ج ُ ل ا ً ، ف َ ي ُ ك َ ل ّ ِ م ُ ن ِ ى ، ف َ أ َ ع ِ ى م َ ا ي َ ق ُ و ل ُ [ «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает предо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит»[75]. Таким образом, самой тяжелой формой откровения была та, когда Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в ангельском состоянии. Во втором случае он перевоплощался в человека, и это было легче для Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах. В первый раз это произошло через три года после начала пророчества. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Джабира бин ‘Абдуллаха о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] ب َ ي ْ ن َ ا أ َ ن َ ا أ َ م ْ ش ِ ى ، إ ِ ذ ْ س َ م ِ ع ْ ت ُ ص َ و ْ ت ً ا م ِ ن َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ ، ف َ ر َ ف َ ع ْ ت ُ ب َ ص َ ر ِ ى ف َ إ ِ ذ َ ا ا ل ْ م َ ل َ ك ُ ا ل ّ َ ذ ِ ى ج َ ا ء َ ن ِ ى ب ِ ح ِ ر َ ا ء ٍ ج َ ا ل ِ س ٌ ع َ ل َ ى ك ُ ر ْ س ِ ى ّ ٍ ب َ ي ْ ن َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ و َ ا ل أ َ ر ْ ض ِ ، ف َ ر ُ ع ِ ب ْ ت ُ م ِ ن ْ ه ُ ، ف َ ر َ ج َ ع ْ ت ُ ف َ ق ُ ل ْ ت ُ: ز َ م ّ ِ ل ُ و ن ِ ى [ «Я шел пешком и вдруг услышал звук с неба. Взглянув наверх, я увидел того самого ангела, который явился мне в Хире. Он сидел на престоле между небом и землей. Испугавшись, я вернулся и сказал: “Укройте меня”»[76]. Во второй раз это произошло во время восхождения на небеса. Об этих двух событиях говорится в словах Всевышнего: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (т.е. Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (т.е. золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (Ан-Наджм, 5-17). Миссия Джибрила не ограничивается передачей откровения Джибрил отвечает не только за передачу откровения Всевышнего Аллаха. Каждый год в рамадане он приходил к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, по ночам, и они повторяли с ним Коран. Аль-Бухари передал в своем «Сахихе» следующие слова Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым великодушным человеком, но наибольшую щедрость он проявлял в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Он приходил к нему каждую ночь в рамадане, чтобы прочесть вместе с ним Коран, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на все благое, чем насланный ветер»[77]. Джибрил руководил намазом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Известно, что Джибрил руководил намазом, который он совершал вместе с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует,, чтобы научить его молиться так, как того пожелал Всевышний Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари и «Сунане» ан-Насаи приводится рассказ Абу Мас‘уда о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] ن َ ز َ ل َ ج ِ ب ْ ر ِ ي ل ُ ف َ أ َ م ّ َ ن ِ ى ، ف َ ص َ ل ّ َ ي ْ ت ُ م َ ع َ ه ُ ، ث ُ م ّ َ ص َ ل ّ َ ي ْ ت ُ م َ ع َ ه ُ ، ث ُ م ّ َ ص َ ل ّ َ ي ْ ت ُ م َ ع َ ه ُ ، ث ُ م ّ َ ص َ ل ّ َ ي ْ ت ُ م َ ع َ ه ُ ، ث ُ م ّ َ ص َ ل ّ َ ي ْ ت ُ م َ ع َ ه ُ [ ي َ ح ْ س ُ ب ُ ب ِ أ َ ص َ ا ب ِ ع ِ ه ِ خ َ م ْ س َ ص َ ل َ و َ ا ت ٍ. «Джибрил спустился ко мне и руководил намазом. Я помолился с ним раз, потом еще раз, потом еще раз, потом еще раз, потом еще раз». Он посчитал на пальцах до пяти[78]. В «Сунане» приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] أ َ م ّ َ ن ِ ى ج ِ ب ْ ر ِ ي ل ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ا ل س ّ َ ل ا َ م ُ ع ِ ن ْ د َ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ م َ ر ّ َ ت َ ي ْ ن ِ ، ف َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ظ ّ ُ ه ْ ر َ ح ِ ي ن َ ز َ ا ل َ ت ِ ا ل ش ّ َ م ْ س ُ و َ ك َ ا ن َ ت ْ ق َ د ْ ر َ ا ل ش ّ ِ ر َ ا ك ِ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ ع َ ص ْ ر َ ح ِ ي ن َ ك َ ا ن َ ظ ِ ل ّ ُ ه ُ م ِ ث ْ ل َ ه ُ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ - ي َ ع ْ ن ِ ى ا ل ْ م َ غ ْ ر ِ ب َ - ح ِ ي ن َ أ َ ف ْ ط َ ر َ ا ل ص ّ َ ا ئ ِ م ُ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ ع ِ ش َ ا ء َ ح ِ ي ن َ غ َ ا ب َ ا ل ش ّ َ ف َ ق ُ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ ف َ ج ْ ر َ ح ِ ي ن َ ح َ ر ُ م َ ا ل ط ّ َ ع َ ا م ُ و َ ا ل ش ّ َ ر َ ا ب ُ ع َ ل َ ى ا ل ص ّ َ ا ئ ِ م ِ ، ف َ ل َ م ّ َ ا ك َ ا ن َ ا ل ْ غ َ د ُ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ظ ّ ُ ه ْ ر َ ح ِ ي ن َ ك َ ا ن َ ظ ِ ل ّ ُ ه ُ م ِ ث ْ ل َ ه ُ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ ع َ ص ْ ر َ ح ِ ي ن َ ك َ ا ن َ ظ ِ ل ّ ُ ه ُ م ِ ث ْ ل َ ي ْ ه ِ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ م َ غ ْ ر ِ ب َ ح ِ ي ن َ أ َ ف ْ ط َ ر َ ا ل ص ّ َ ا ئ ِ م ُ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ ع ِ ش َ ا ء َ إ ِ ل َ ى ث ُ ل ُ ث ِ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ِ ، و َ ص َ ل ّ َ ى ب ِ ى َ ا ل ْ ف َ ج ْ ر َ ف َ أ َ س ْ ف َ ر َ ، ث ُ م ّ َ ا ل ْ ت َ ف َ ت َ إ ِ ل َ ى ّ َ ف َ ق َ ا ل َ: ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ ، ه َ ذ َ ا و َ ق ْ ت ُ ا ل أ َ ن ْ ب ِ ي َ ا ء ِ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ك َ ، و َ ا ل ْ و َ ق ْ ت ُ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه َ ذ َ ي ْ ن ِ ا ل ْ و َ ق ْ ت َ ي ْ ن ِ [ «Джибрил, мир ему, два дня руководил моим намазом возле Каабы. Он совершил со мной полуденный намаз сразу после того, как солнце прошло зенит, когда длина тени стала равна длине ремешка сандалии. Когда длина тени, отражаемой предметом, стала равна его высоте, он совершил со мной послеполуденный намаз. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний — когда исчезло красное зарево. Рассветный намаз он совершил со мной, когда постящимся запрещается есть и пить. На следующий день он совершил со мной полуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала равна его высоте. Он совершил со мной послеполуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала в два раза длиннее его высоты. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний намаз — по истечении первой трети ночи. Когда же мы завершили рассветный намаз, уже рассвело. Потом он повернулся ко мне и сказал: “О Мухаммад, это сроки, которых придерживались пророки до тебя, и намаз разрешается совершать в промежутках между этими двумя сроками”»[79]. Джибрил читал заклинание Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, ر و ى م س ل م ف ي ص ح ي ح ه ع َ ن ْ أ َ ب ِ ى س َ ع ِ ي د ٍ أ َ ن ّ َ ج ِ ب ْ ر ِ ي ل َ أ َ ت َ ى ا ل ن ّ َ ب ِ ى ّ َ ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ف َ ق َ ـ ا ل َ: ] ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ ا ش ْ ت َ ك َ ي ْ ت َ ؟ [ ف َ ق َ ا ل َ: ] ن َ ع َ م ْ [. ق َ ا ل َ: ] ب ِ ا س ْ م ِ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ر ْ ق ِ ي ك َ ، م ِ ن ْ ك ُ ل ّ ِ ش َ ى ْ ء ٍ ي ُ ؤ ْ ذ ِ ي ك َ ، م ِ ن ْ ش َ ر ّ ِ ك ُ ل ّ ِ ن َ ف ْ س ٍ أ َ و ْ ع َ ي ْ ن ِ ح َ ا س ِ د ٍ ، ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ش ْ ف ِ ي ك َ ، ب ِ ا س ْ م ِ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ر ْ ق ِ ي ك َ [ Муслим в своем «Сахихе» передал со слов Абу Са‘ида, что Джибрил пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Мухаммад, ты болен?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего, что причиняет тебе страдания, от зла каждого, кто обладает душой, и дурного глаза завистника. Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!»[80] Другие деяния Джибрила, мир ему, Известно, что Джибрил, мир ему, вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в битве при Бадре и сражении у рва. Он сопровождал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночного путешествия в Иерусалим (Эль-Кудс) и т.д. Почему пророки Аллаха не были ангелами? Аллах не отправлял к людям посланников из числа ангелов, потому что их природа отличается от природы человека. Потомкам Адама не легко вступать в связь с ангелами, и ранее мы уже отмечали, что Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было нелегко, когда Джибрил являлся к нему в ангельском обличии. Увидев однажды Джибрила в его истинном обличии, он сильно испугался и, придя к жене, попросил укутать его. Итак, поскольку природа ангелов отличается от природы людей, Аллах решил отправлять к ним посланников из них самих. Поэтому, если бы на Земле обитали ангелы, Аллах отправил бы к ним ангела: «Скажи: “Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела”» (Аль-Исра, 95). Но если бы даже Аллах отправил к людям посланников из числа ангелов, то они все равно не приходили бы к ним в ангельском обличии. Они непременно перевоплощались бы в людей и носили такую же одежду, как они, чтобы те могли обучаться у них: «Они сказали: “Почему к нему не спускается ангел? ” Если бы Мы ниспослали ангела, то решение уже было бы вынесено, после чего они не получили бы отсрочки. Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы все равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чем они сомневаются» (Аль-Ан‘ам, 8-9). Всевышний сообщил, что неверующие хотели увидеть ангелов и требовали отправить к ним посланника из числа небожителей. Они просили об этом не для того, чтобы встать на прямой путь, а лишь проявляли упорство, и, если бы их требования были удовлетворены, они все равно не уверовали бы: «Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только этого не пожелал Аллах. Однако большинство их не ведает [об этом]» (Аль-Ан‘ам, 111).
|