Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок и проектная деятельность школьников
Использование проектной деятельности в образовательном процессе вносит существенные коррективы в классно-урочную систему обучения. Существует даже точка зрения, что проектная деятельность и классно-урочная форма обучения не совместимы. Считаем, что не следует быть столь категоричными в решении этого вопроса, и предлагаем некоторые варианты использования проектной деятельности в условиях классно-урочной системы. При этом мы опираемся на реальный опыт учителей разных предметов городских и сельских школ. 1. Проектная деятельность используется на уроке наряду с другими методами и технологиями. В этом случае учащиеся выполняют микропроекты для освоения нового материала и применения его на практике. Такой вариант предусмотрен в программах обучения иностранному языку, технологии, где на проектную деятельность выделяется специальное учебное время. Например, на занятии по иностранному языку учащиеся выбирают тему экскурсии в своем городе для иностранцев и составляют ее план, самостоятельно прорабатывая лексику по этой теме, а затем представляют результаты, свой вариант на обсуждение. 2. На уроке осуществляется «запуск проекта», который выполняется желающими во внеурочное время. В этом случае работа над проектом расширяет представления детей в конкретной области знаний, позволяет ученикам изучить тему на углубленном уровне. Например, при изучении темы по физике «Тепловые явления» у учащихся возник вопрос: Почему при наличии такой мощной котельной в поселке температура воздуха в школе и дома во время отопительного сезона не поднимается выше +16◦ , +18◦ С? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Один из учеников выразил желание найти ответы на эти вопросы и разработать проект по решению проблемы: Что можно сделать для сохранения тепла в жилых помещениях нашего поселка? 3. Одна из тем по учебному предмету изучается с использованием проектной деятельности. Если содержание темы интересно для детей и ее освоение может осуществляться в связи с решением конкретной значимой для детей проблемы, то каждый урок — это коллективное обсуждение с помощью серии «звездочек обдумывания», позволяющих продвигаться в связи с очередным поиском информации самими детьми и анализом результатов самостоятельно проведенного поиска микрогруппами и отдельными учениками. К очередному уроку дети решают промежуточную проблему, отчитываются о выполненной работе, представляют полученный результат для всего коллектива и определяют проблемы, вопросы для решения к следующему уроку. При этом часть исследовательской, проектировочной или практической работы может выполняться на самом уроке. Примером такого варианта является изучение творчества привлекательного для детей поэта, писателя. Результатом может быть коллективно созданный спектакль (театрализованные фрагменты произведений, мини-спекталь о жизни и творчестве). Именно таким образом удалось учителю литературы заинтересовать учащихся профессионального училища изучением и чтением литературы. 4. Проектная деятельность школьников организуется на ряде уроков в течение всего учебного года. В начале года учитель подводит детей к решению привлекательной и перспективной для них проблемы. Определяется план действий, темы занятий, на которых учащиеся будут искать решение проблем для разработки и реализации проекта. Такой проект может представлять собой совокупность более частных проектов или микропроектов. Так, учитель технологии в начале года смотивировал учащихся отправиться летом в поход. Была поставлена проблема: Как подготовиться к походу? Как его организовать, чтобы всем было интересно и комфортно в походе? Решение подпроблем, выявленных с помощью «звездочек обдумывания», потребовало проведения 17 уроков технологии, а также выполнения домашних заданий, которые дети определяли и выбирали сами. 5. Изучение предмета в течение всего учебного года на основе проектной деятельности детей, то есть речь идет о проектном обучении как системе обучения конкретному предмету в условиях традиционной классно-урочной системы образовательного учреждения. Такой опыт зафиксирован у ряда учителей технологии. В одной из школ учитель истории, освоивший технологию проектной деятельности детей, по согласованию с администрацией школы организовал проектное обучение шестиклассников в течение учебного года, при этом по просьбе учителя уроки истории в расписании были поставлены последними, чтобы учитель мог гибко, неформально выстраивать проектную деятельность, используя учебное и внеурочное время для выполнения проектов при изучении очередной темы. Как отмечает сам учитель, некоторые занятия проходили в течение часа, иногда двух, а в ряде случаев совместная работа ограничивалась получасом. Временные затраты на занятии учащихся в школе определялись этапом и объемом самостоятельной работы над проектом. 6. Проектная деятельность организуется на ряде или серии уроков разных учебных дисциплин. Большая часть проектов носит комплексный характер, поэтому их выполнение предполагает освоение учебного материала, изучаемого на разных предметах. В этом случае учителя вместе запускают проект, мотивируя детей на решение комплексной проблемы, договариваются о распределении времени для решения конкретных частных проблем на различных предметах, постоянно согласовывают свои действия и координируют деятельность детей. Так, например, учителя музыки, ИЗО, технологии и литературы решили увлечь пятиклассников подготовкой кукольного спектакля к новогоднему празднику для младших школьников. В течение полугодия дети, распределившись на группы, собирали и обрабатывали информацию, выполняли ряд проектных работ, которые обеспечили создание кукольного спектакля. Проектная деятельность пронизывала учебную и внеурочную деятельность детей. После постановки спектакля воодушевленные пятиклассники при подведении итогов проектной деятельности предложили ряд новых идей: выступить со спектаклем в детском саду, создать творческие коллективы с учетом интересов детей для выполнения новых проектов и подготовки спектакля для родителей к концу учебного года. Возможны и другие варианты организации проектной деятельности в школе, в том числе в условиях классно-урочной системы. Многие проекты выполняются во внеклассной работе и углубляют предметные знания детей, повышают их образовательный уровень, формируют универсальные учебные действия. В то же время отметим, что известны образовательные учреждения (зарубежные), где проектное обучение заменило классно-урочную систему. В настоящее время большинство школ вряд ли сможет полностью перестроить традиционную организацию образовательного процесса и ввести проектное обучение как систему, что вполне объяснимо неготовностью педагогов к новым отношениям, принципиально иному взаимодействию с учащимися. Кроме того, не все дети школьного возраста способны заниматься проектной деятельностью, необходимы соответсвующая предметная подготовленность детей и их способность к творчеству. Анализ опыта позволяет выявить ряд ошибок, которые допускаются при организации проектной деятельности: – педагоги объявляют учащимся тему проекта или сами ставят проблемную задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя детям возможность сделать самостоятельный выбор; – взрослые предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы; – педагоги дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта; – творческую деятельность учащихся принимают за работу над проектом (творческая работа может выполняться самостоятельно на основе имеющихся знаний и освоенных ранее способов деятельности; проектная деятельность также является творческой, но связана с решением проблемы на основе самостоятельного исследования и приобретения дополнительной информации и освоения новых способов деятельности по ходу работы над проектом); – реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.
|