![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия и правила организации дискуссии
1. Организационные и содержательные условия: а) изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения; б) правдивость – то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой; в) дискутанты должны вступать в дискуссиию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои; г) знание и понимание предмета разговора преподавателем и студентами в ходе дискуссии должно развиваться; д) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны; е) участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости; ж) решения принимаются с учетом перспективы развития группы; з) все участники несут равную ответственность за выбранное решение.
2. Условия открытости: а) предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии; б) мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания; в) дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики; г) дискуссия открыта для всех студентов и преподавателей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины; д) время для дискуссии не ограничено; е) результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; ж) цели и ход дискуссии на подготовительном этапе открыты, объявляется только тема; з) участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения. 3. Правила общения: а) преподаватели и студенты должны говорить друг с другом; б) они должны слушать друг друга; в) они должны отвечать друг другу; г) все участники должны получить ясное представление о позициях друг друга; д) миролюбие – соблюдение правил типа «в одно и то же время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств непонравившиеся доводы или собеседника» и другие; е) дружелюбие – люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение; ж) равенство – каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны; з) уважение – участники должны выказывать уважение и заботу каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал, и поста, который занимает высказывающийся; и) скептицизм по отношению к авторитетам, уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются; к) причины и доказательства должны быть ясно изложены с тем, чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований; л) доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров; м) участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику. Дискуссия – это действие с множеством адресатов. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Чем дискуссия отличается от фронтального обсуждения? 2. Каковы условия повышения эффективности изучения материала при использовании дискуссии? 3. В чем достоинства и недостатки использования дискуссии в учебном процесс? В воспитательном процессе? 4. Каковы возможные ошибки педагога при организации дискуссии?
|