![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность игровой деятельности
В широком смысле игра является многогранным, исторически сложившимся социальным явлением, в котором проявляется социальный опыт и культура прошлых поколений и одновременно приобретается настоящий социальный опыт взаимоотношений людей. Большинству игр присущи четыре главные черты: – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; – творческий, импровизационный, активный характер деятельности; – эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, т.п.; – наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.[33] Сущность феномена игровой деятельности, как эффективной педагогической технологии показал С.И. Гессен. Он рассматривает ее как произвольную деятельность, в которой настоящее не жертвуется будущему. В игре каждый момент имеет «самодовлеющую ценность». Игра «протекает из момента в момент», в ней последовательность действий, образов, эмоций удовлетворяется сама по себе. Игра ребенка может беспрестанно менять свой ход в зависимости от внешних впечатлений, может без конца начинаться сызнова, произвольно прерываться, не терпя от этого никакого ущерба.[34] Именно такая трактовка игровой деятельности позволяет понять, почему дети с удовольствием включаются в игру, чувствуют себя в большей безопасности, что им наиболее эффективно исследовать, «пробовать» различные роли, переводя их в символический мир игры. Внутренняя референтность в игре обеспечивается эмпатией и рефлексией. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Рефлексия – осмысление своих собственных действий. Состязательность и соперничество являются «внутренней» пружиной» мотивации действий детей в игре и направлены на выигрыш – игровой результат, который вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка. Мотивация ребенка в игровой деятельности развивается на нескольких уровнях. На первом уровне мотивация связана с получением удовольствия от игры, которая выражается словами «хочу играть», представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой. На втором уровне мотивация связана с игровой задачей, то есть с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях, и ее можно выразить в виде «Надо!» – своеобразная форма осознанной необходимости. Третий уровень связан с процессом выполнения игровой задачи. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку необходимо мобилизовать максимум духовных и физических сил, дабы не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных – составить новую комбинацию. Преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже некоторое открытие себя, своих возможностей, и это выражается как «Я могу».[35] При разработке игровой технологии учет уровневой мотивации детей в игре обеспечивает сопровождение игровых действий ребенка высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, мощным стимулятором его активности.
|