Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи специального образования
Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Задачи специального образования: обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья; формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору иактивной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства; сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения. 5 Общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования На уровне общего среднего образования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся: специальные учреждения образования; общеобразовательные учреждения, создавшие условия для получения образования учащимися с ОПФР. В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР создаются следующие специальные учреждения образования: специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения; специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения); вспомогательная школа (школа-интернат) (первое и второе отделения); центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Ко всем специальным учреждениям образования предъявляются следующие общие требования. Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Беларусь «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», другим законодательством Республики Беларусь, настоящим образовательным стандартом специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставами названных специальных учреждений образования. Материально-техническая база специального учреждения образования формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами. Помещения, кабинеты, лаборатории, площадки оснащаются средствами обучения, учебным оборудованием в соответствии с перечнем средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь. Специальные учреждения образования комплектуются педагогическими работниками, имеющими высшее педагогическое (дефектологическое) образование и (или) квалификацию учителя-дефектолога (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и (или) базовое образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, и необходимую квалификацию. Финансирование расходов на содержание специального учреждения образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами в расчете на одного учащегося с ОПФР. В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения коррекционных занятий (наличие кабинетов коррекционной работы, оснащенных необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой). В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся. В специальных общеобразовательных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для круглосуточного пребывания учащихся. В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования учащимися с ОПФР (далее – общеобразовательных учреждениях), обучение и воспитание учащихся с ОПФР осуществляется в специальных классах или классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Обучение и воспитание учащихся с ОПФР в общеобразовательном учреждении может быть организовано при выполнении следующих общих требований: укомплектованность педагогическими (дефектологическими) кадрами; введение должности учителя-дефектолога в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости; организация коррекционно-педагогических занятий (коррекционных занятий и уроков по отдельным учебным предметам специального учебного плана) для учащихся с ОПФР в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение в соответствии с государственными нормативами для специального учреждения образования; наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой; профессиональная и личностная готовность педагогических работников общеобразовательного учреждения к обучению и воспитанию учащихся с ОПФР. 6 Общие требования к обязательному содержанию специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов
|