Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники курса






 

Источники курса – это, как следует из самого понятия, источники информации о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности. Такие источники могут быть, как минимум, трех видов: нормативно-правовые (законодательные), учебные и научные.

Нормативно-правовые (законодательные) источники курса - это нормативные правовые акты, в которых содержатся положения конституционного, административного и других отраслей права, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов и организаций.

Эти акты являются источниками или формой выражения права и издаются компетентными органами государства. Все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются законодательными органами власти РФ (Федеральным Собранием - парламентом РФ), субъектов РФ и обладают высшей юридической силой, занимая, таким образом, ведущее место в системе нормативных актов государства.

Законы в РФ по своей юридической силе подразделяются на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ.

В Конституции РФ, помимо общих норм, являющихся основой всего остального законодательства, содержатся нормы, непосредственно относящиеся к организации и деятельности судов и прокуратуры. Это глава 7 «Судебная власть», статьи которой содержат конституционные принципы правосудия (ст. 119-123), общие вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 125), Верховного Суда РФ (ст. 126), Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 127), общие вопросы назначения судей в РФ (ст. 128). Ст. 129 устанавливает общие положения об организации и деятельности Прокуратуры РФ. В ст. 47-54 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» конкретизированы права человека в сфере уголовного судопроизводства (презумпция невиновности, запрет обратной силы закона и т. д.).

На втором месте по своей юридической силе после Конституции РФ стоят федеральные конституционные законы. В настоящее время действует всего семь таких законов. Большинство из них (четыре из семи) имеют самое непосредственное отношение к функционированию судебной власти и судебной системы РФ. Главенствующее положение среди них занимает ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г., другие федеральные конституционные законы – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г., ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г. и ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г., ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Остальные вопросы функционирования судебной власти и судебной системы, а также организация и деятельность других правоохранительных государственных органов и негосударственных правоохранительных структур регулируются федеральными законами. К ним относятся: ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 ноября 1998 г., ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г., ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г., ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 г., ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., ФЗ «О внешней разведке в РФ» от 10 января 1996 г., ФЗ «О Пограничной службе РФ» от 4 мая 2000 г.

Некоторые федеральные законы относятся к деятельности всех или многих правоохранительных органов. В частности, это – ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г., ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и т.д.

Силу федеральных законов имеют также законы РФ, принятые до введения в действие Конституции РФ 1993 г., а также не утратившие юридическую силу законы РСФСР. В сфере функционирования судебной власти и судебной системы к таковым относится Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г.; также в настоящее время действуют Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г.

Имеют силу федеральных законов также кодексы РФ. Вопросы организации и функционирования, в частности, таможенных органов регулирует Таможенный кодекс Таможенного Союза, а органов предварительного расследования – УПК РФ.

Деятельность отдельных правоохранительных органов или их составных частей может регулироваться и подзаконными нормативными правовыми актамиУказами Президента РФ (которыми утверждено большинство положений о федеральных министерствах и службах) и Постановлениями Правительства РФ. В качестве подзаконных нормативных правовых актов выступают также ведомственные акты: приказы и распоряжения, изданные руководством соответствующих правоохранительных органов в рамках своей компетенции. Например, это могут быть приказы Министра внутренних дел, распоряжения или приказы Генерального прокурора и т.д.

Законы субъектов РФ могут приниматьсяпо вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Так, например, субъекты РФ вправе принимать свои законы о конституционных (уставных судах), мировых судьях и о нотариате в субъектах РФ.

Учебные источники курса - это, как следует из названия, различные учебники, курсы лекций (например, названные в начале лекции), учебные пособия, программы курсов, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и т.д.

Научные источники курса – этомонографии, научные публикации в периодических изданиях (например, ведомственных журналах), тезисы и статьи, опубликованные в материалах научных и научно-практических конференциях, отчеты о результатах научно-исследовательской деятельности, авторефераты, диссертации и т.д.

При изучении тем курса обязательными источниками являются нормативные акты – законы, указы, приказы, регламентирующие организацию того или иного правоохранительного органа и его деятельность. Пользоваться учебниками можно в случаях, когда изучения положений нормативного правового акта недостаточно для освоения темы, либо такого акта вообще не существует (как, например, нет нормативных правовых актов, регламентирующих организацию «правоохранительных органов вообще» или административную деятельность ОВД «в целом»). При этом необходимо иметь в виду следующее: реформирование правоохранительной системы и, соответственно, принятие новых нормативных правовых актов приводит к тому, что учебные пособия целиком или в некоторых разделах быстро устаревают. Поэтому в качестве источника изучения дисциплины удобнее пользоваться нормативными правовыми актами, которые можно найти в таких правовых системах, как Гарант [https://www.garant.ru/], Консультанта Плюс [https://www.consultant.ru/], а также – на официальных сайтах соответствующих министерств и федеральных служб.

Научные источники потребуются для более углубленного изучения тем учебного курса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал