Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус судей и судейское сообщество в РФ






 

Непосредственно носителями судебной власти – то есть должностными лицами, ее осуществляющими - являются судьи. К судьям, как носителям власти, на которых возлагается огромная ответственность, предъявляются особые требования, настолько значимые, что их часто называют принципами правосудия или судопроизводства[17].

1. Особые требования, предъявляемые к судьям (ст. 119 Конституции РФ). Это принцип предполагает, что только лица, удовлетворяющие определенным требованиям, могут претендовать на должность судьи. Эти требования относятся к гражданству, возрасту, образованию и предшествующему стажу работы по юридической специальности.

Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть только граждане РФ, которые:

1. достигли 25 лет;

2. имеют высшее юридическое образование;

3.имеют стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;

4. сдали квалификационный экзамен.

Повышенные требования установлены для судей судов второго и третьего звена, а также – для судей Конституционного суда РФ. Также к судьям некоторых судов предъявляются дополнительные требования, которые будут рассмотрены в соответствующих темах.

2. Независимость судей и подчинение их только закону. Данный принцип судопроизводства закреплен в ст. 120 Конституции РФ, а также в ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 12 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР». В ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в РФ» этот принцип дополнен положением о том, что судьи в своей деятельности никому не подотчетны.

Это принцип исключает любое воздействие на судей со стороны других органов государства, органов местного самоуправления, их должностных лиц, политических партий и других общественных объединений, коммерческих организаций и т. д. При рассмотрении дела судья руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, конкретизируя этот принцип, указывает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

3. Несменяемость судей. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст.15 ФКЗ «О судебной системе». Он определяет, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия (ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в РФ»). Кроме того, судья, назначенный в установленном порядке на свою должность, находится при исполнении своих служебных обязанностей до выхода в отставку по собственному желанию или при достижении им предельного возраста - 70 лет[18]. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только решением соответствующей ККС.

Это положение не распространяется на судей судов субъектов, которые назначаются либо избираются на должность на определенный, установленный законом срок (как правило, на пять лет)[19].

4. Неприкосновенность судей (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 ФКЗ «О судебной системе»). Этот принцип конкретизируется в ст. 16 Закона РФ «О статусе судей». Данный принцип предполагает, что судья не может быть привлечен к административной или уголовной ответственности без соответствующего решения соответствующей Квалификационной коллегии судей. Согласно ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» уголовное дело в отношении судьи возбуждается:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

- в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

- в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Вопрос о привлечении судьи к административной ответственности также разрешается по представлению Генерального прокурора:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;

- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Неприкосновенность судей распространяется на личность судьи, его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Все судьи являются членами судейского сообщества.

Судейское сообщество представляет собой общественную организацию судей, которая создается и функционирует в соответствии с федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011).

Согласно этому закону, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи всех федеральных судов, входящих в судебную систему РФ. Судьи становятся членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и остаются таковыми до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи. Исключения составляют случаи, когда полномочия судьи прекращаются в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Целями судейского сообщества является, во-первых, формирование судейского корпуса, удовлетворяющего современным требованиям, и, во-вторых, совершенствование судебной системы РФ.

Органы судейского сообщества создаются для решения следующих задач:

1. содействие совершенствованию судебной системы и судопроизводства;

2. защита прав и законных интересов судей;

3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований Кодекса судейской этики.

 

Как в любой общественной организации, в судейском сообществе существуют органы самоуправления, призванные решать вопросы, связанные с функционированием судейского сообщества. Эти органы создаются на уровне отдельных судов, субъектов РФ и на федеральном уровне.

Низовым звеном в органах судейского сообщества является общее собрание судей судов. Собрания решают вопросы, связанные с совершенствованием организации работы суда и защитой законных интересов судей. Общие собрания судей могут созываться в каждом суде не реже чем один раз в год. По решению общего собрания в случае необходимости (при большой численности судей) может быть избран совет судей данного суда.

На уровне субъектов РФ создаются:

1. конференции судей субъектов Российской Федерации;

2. советы судей субъектов Российской Федерации;

3. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

4. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Конференция судей субъектов РФ представляет собой высший орган судейского сообщества на уровне субъекта Федерации. Конференции созываются советом судей субъекта РФ не реже одного раза в два года. В работе конференций участвуют представители всех судов субъекта, независимо от их уровня и компетенции.

Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности судейского сообщества в субъекте РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей. Конференции также вправе утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации.

Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

Совет судей субъекта РФ избирается конференцией судей в количестве и порядке, которые определяются, исходя из численности судей в субъекте и соответствующих норм представительства. Совет является исполнительным органом судейского сообщества, который в период между конференциями рассматривает все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей и заслушивания их отчетов, а также при необходимости созывает конференцию судей.

Очень важным в рамках изучаемой темы органов судейского сообщества является квалификационная коллегия судей. На этот орган возложены очень важные задачи. Квалификационная коллегия судей субъектов РФ:

1. рассматривает кандидатуры лиц, желающих получить статус судьи, организует прием квалификационных экзаменов и дает заключение о присвоении статуса судьи или об отказе в нем;

2. рассматривают кандидатуры судей, претендующих на должности председателей и заместителей председателей районных судов;

3. дает заключение о возможности привлечения судей к уголовной ответственности;

4. реализует иные полномочия, затрагивающие статус судей.

Квалификационная коллегия подотчетна только конференции судей, Совет судей не вправе вмешиваться в ее деятельность – за исключением случая, когда судья-член квалификационной коллегии выбывает из состава коллегии, и необходимо избрать ему замену.

 

На федеральном уровне образуются:

1. Всероссийский съезд судей;

2. Совет судей Российской Федерации;

3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

4. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Он собирается не реже одного раза в четыре года, и в его работе должны принимать участие представители судейских сообществ субъектов РФ.

Так же, как и конференция судей субъектов Федерации, Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Именно Всероссийский съезд судей утверждает акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, в том числе – и Кодекс судейской этики.

Совет судей РФ избирается Съездом. Он является исполнительным органом и осуществляет следующие полномочия:

1. созывает Всероссийский съезд судей;

2. дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3. избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;

4. изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

5. определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;

6. осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

Рабочим органом Совета судей РФ является Президиум, предназначенный для оперативного коллегиального решения возникающих проблем и вопросов.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ осуществляет полномочия, аналогичные полномочиям квалификационной коллегии судей субъектов, но – на соответствующем организационном уровне. Так, она рассматривает кандидатуры судей, претендующих на занятие вакантных должностей, но это - должности Председателя и заместителей председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного суда РФ; председателей и заместителей председателя всех других федеральных судов, за исключением председателей районных судов общей юрисдикции; судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов. Кроме того, ВККС РФ проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные ст. 17 ФЗ «Об органах судейского сообщества».

Решения квалификационных коллегий любого уровня о досрочном прекращении (отказе в прекращении) полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков обжалуется в дисциплинарном судебном присутствии[20]. В состав присутствия входит 6 судей – 3 от Верховного суда РФ и 3 от ВАС РФ. Членами дисциплинарного присутствия не могут являться Председатели судов, их заместители, а также судьи – члены ВККС и Совета судей РФ.

В задачи экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи входит установление наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня. Квалификационные комиссии соответствующего уровня дают заключение по оценке кандидата на должность судьи, но экзамены принимает специально созданная комиссия[21].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал