Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Второй этап включает в себя изучение фактического соответствия обращения компетенции Конституционного Суда.
На этом этапе необходимо, в первую очередь, определить, есть ли основания для рассмотрения дела Конституционным Судом. Таким основанием является: 1. неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативного акта, договора между органами государственной власти или не вступившего в силу международного договора; 2. противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции; 3. неопределенность в понимании положений Конституции РФ; или 4. выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Заключение судьи или судей Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. На основании этого заключения суд может принять два решения: 1. о принятии обращения к рассмотрению; 2. об отказе в принятии обращения. Основания для отказа в принятии обращения определены в ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: 1. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации; 2. обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым; 3. по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Третий этап – подготовка судебного заседания. На этом этапе назначается дата судебного заседания, решается вопрос о том, кто будет представлять стороны в судебном процессе и решаются иные организационные вопросы. В качестве сторон в конституционном процессе могут выступать должностные лица органов государственной власти, принявших проверяемый (оспариваемый) нормативный правовой акт или участвующих в споре о компетенции; представители Президента; адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности в качестве представителей граждан, общественных объединений и т.д.; депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации и другие лица. Четвёртый этап – непосредственно судебное заседание. По сравнению с этапами подготовки вопроса к рассмотрению, само судебное заседание Конституционного Суда относительно скоротечно. В ходе судебного заседания заслушивается судья-докладчик, затем выступают представители сторон, им задаются уточняющие вопросы, затем заслушиваются итоговые выступления представителей. После чего суд удаляется для обсуждения вопроса и принятия итогового решения. Оно обсуждается в совещательной комнате, в которой могут присутствовать только судьи, рассматривающие данное дело, а также сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Свобода правовой позиции судьи Конституционного Суда РФ проявляется в положениях ст. 76 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» о том, что судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ». По подавляющему большинству вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, решения принимаются простым большинством голосов. Исключение составляет толкование Конституции РФ – здесь для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Протокол совещания подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования (ст. 70 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает два вида итоговых решений Конституционного Суда: 1. заключение, которое принимается по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 2. постановление Конституционного Суда РФ, принимаемое по существу всех других вопросов, входящих в полномочия Конституционного Суда РФ. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства (т. е. не итоговые решения), именуются определениями. Пятый этап – исполнение решений Конституционного Суда РФ. Итоговые решения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: 1. судьям Конституционного Суда РФ; 2. сторонам конституционного процесса; 3. Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека; 4. Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. При необходимости решения могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ, действия либо бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции либо арбитражные суды в рамках судебного контроля или пересмотра дела по новым обстоятельствам.
|