Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полиция в Российской Федерации






 

Как уже говорилось в первой теме, органы, призванные обеспечивать порядок в государстве, возникли одновременно с образованием государства. В самых разных источниках можно найти информацию о том, что и в древнейшие времена существовали должностные лица, на которых была возложена указанная функции – фактически, правоохранительная деятельность. Есть свидетельства о существовании специальных органов охраны правопорядка в Древнем Египте, Персии. В литературе, посвященной правоохранительной деятельности, нередко можно встретить ссылки на книги Ветхого и Нового завета. Наиболее известная из них - на Книгу «Песни песней Соломоновых»: «Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня, изранили меня; стерегущие стены сняли с меня покрывало». Интересно, что в одном из первых памятников японской литературы – «Повести о прекрасной Отикубо»[46] - можно найти очень похожий эпизод. Герой повести, спешащий на свидание пешком и в сопровождении всего одного слуги (что недопустимо для знатного человека!), сталкивается со стражниками, которые останавливают его, заподозрив в юноше и его оруженосце воров-домушников[47]. Спустя чуть более ста лет в известных «Записках у изголовья» Сей-Сёнагон с сожалением напишет: «Отвратительно видеть, как красивые молодые люди из знатных семейств поступают на службу в управу благочиния на должность начальника блюстителей порядка. Мне жалко, что эту должность исполнял в дни своей юности нынешний принц-тюдзё. Как это не подходит к нему! …»[48]. И, хотя утонченной хэйанской[49] придворной дело «охраны благочиния» кажется отвратительным, стоит обратить внимание, что руководил данной управой ни кто-нибудь, а член императорской фамилии - то есть дело охраны правопорядка в Японии X-XI рассматривалось как важная и серьезная задача.

Само слово «полиция» - греческого происхождения, оно обязано своему возникновению термину, который использовал Аристотель для государственного управления – «полития». В средние века в Германии этот термин «возродился» и начал использоваться для обозначения деятельности государства (отдельных феодалов) в сфере внутреннего управления – в отличие от внешнего управления, то есть политики. Именно поэтому средневековые немецкие города считают родиной полиции как учреждения[50], хотя делом именно государства, а не отдельных феодалов, внутреннее управление становится с конца XV века.

В России становление полицейских учреждений проходило по тому же сценарию, что и в Западной Европе. С начала XVIII века идет активное заимствование и попытки приспособить к российским условиям немецкого опыта и научных идей в сфере государственного управления. Поступательное, эволюционное развитие полиции (как и всего государства) было прервано в 1917 году. Для подхода к любым юридическим вопросам в советский период было характерно доминирование политического подхода над юридическим, и интересы государства всегда превалировали над интересом права. Это в полной мере наблюдалось и в процессе формирования милиции. Термин «полиция» не использовался, более того, он во многом оказался скомпрометирован, хотя определении милиции из закона РФ «О милиции» отражает все сущностные признаки полиции:

«Милиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О милиции»).

Термин «полиция» был реабилитирован с принятием Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», и с этого момента можно официального говорить о возрождении отечественной полицеистики.

В современной науке выделяют следующие особенности (признаки) полиции [51].

1. Полиция – это орган охраны, оберегающий определенные объекты, имеющие особую ценность в плане безопасности общества и государства.

2. Полномочия полиции имеют надведомственный характер – то есть распространяются на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных субъектам полицейской деятельности. Это выражается в следующем:

- в обязательности к исполнению всеми гражданами и организациями решений, принимаемых органами полиции в пределах своей компетенции;

- в праве надзора за всеми объектами по вопросам, отнесенным к компетенции полиции;

- в праве требовать от других ведомств согласования своих действий с органами полиции по вопросам их компетенции.

3. Полиция вправе применять меры принудительного воздействия.

4. Большинство органов полиции функционируют непрерывно, круглосуточно.

Необходимо отметить, что в теории современной полицеистики термин «полиция» используется в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле «полиция» - это любой орган исполнительной власти, подпадающий под названные выше признаки. Например, К.С. Бельский говорит об общей полиции (ОВД) и специализированной полиции, к которой он относит таможенную полицию (органы ФТС), полицию по контролю оборота наркотиков, полицию по чрезвычайным ситуациям, и даже санитарную полицию, промышленную полицию (органы надзора в промышленности), судебную полицию (судебных приставов) и ведомственную полицию (ведомственную охрану). Узкий подход относит к собственно полиции ту составную часть органа внутренних дел, которая непосредственно осуществляет полицейскую правоохранительную деятельность.

 

В отличие от закона РФ «О милиции», в действующем законе «О полиции» определения полиции не существует. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О полиции», полиция предназначена для:

1. защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

2. противодействия преступности;

3. охраны общественного порядка;

4. охраны собственности;

5. обеспечения общественной безопасности.

 

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» устанавливает, что в состав полиции должны входить подразделения, организации и службы, на которые возлагается осуществление следующих видов деятельности: 1. прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; 2. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; 3. выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4. обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; 5. обеспечение безопасности дорожного движения; 6. производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции; 7. осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий; 8. противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; 9. обеспечение собственной безопасности; 10. осуществление лицензионно-разрешительной работы; 11. осуществление экспертно-криминалистической деятельности; 12. государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций; 13. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; 14. сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; 15. содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; 16. контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; 17. подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; 18. обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Действующий закон «О полиции» большое внимание уделает принципам деятельности полиции, которым посвящена вторая глава названного ФЗ. К этим принципам относятся следующие:

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5). Данный принцип предполагает, что:

- полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;

- деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан;

- сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;

4. при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

- в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

5. сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса;

6. полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7. полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

2. Законность (ст. 6). Он предполагает, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Беспристрастность (ст. 7). Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Открытость и публичность (ст. 8). Этот принцип предполагает, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

5. Общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9). Суть этого принципа в том, что:

- полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан;

- действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан;

- в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод;

- федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества;

- общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

- при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля деятельности полиции.

6. Взаимодействие и сотрудничество (ст. 10). Этот принцип предполагает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами РФ.

7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11). Согласно этому принципу, полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал