Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы службы судебных приставов и их деятельность






Судебные приставы – явление относительно новое для Российской Федерации. Судебные приставы были созданы в ходе судебной реформы для решения двух групп задач:

во-первых, они заняли место практически разрушенной к середине 90-х годов прошлого века системы судебных исполнителей, то есть взяли на себя задачу по исполнению судебных решений, связанных с принудительным взысканием задолженностей;

во-вторых, на судебных приставов была возложена задача по обеспечению общественного порядка во время судебного заседания.

Таким образом, органы службы судебных приставов можно определить, как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными нормативными правовыми актами, образующими правовую основу организации и деятельности ФССП, являются:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 06.12.2011);

2. Положение о Федеральной службе судебных приставов РФ от 13 октября 2004 г. (ред. от 23.09.2011 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012);

3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012).

 

Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Служба судебных приставов, являясь составной частью системы Минюста РФ, имеет собственную систему, которую образуют:

1. Федеральная служба судебных приставов Минюста РФ.

2. территориальные органы ФССП, Положение о которых утверждено приказом Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. № 187 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 30.12.2008). Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является главное управление (управление, отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. Возглавляет территориальный орган ФССП главный судебный пристав субъекта РФ;

3. районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие, в свою очередь, из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

 

Как можно понять из целей и задач Службы, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Они осуществляют различные виды деятельности, которые можно определить как:

1. обеспечение установленного порядка деятельности судов – для приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2. осуществление исполнительного производства – для приставов-исполнителей;

3. расследование в форме дознания некоторых преступлений против семьи и несовершеннолетних, в сфере экономической деятельности, а также - против правосудия – для обеих категорий судебных приставов.

Требования к кандидатам на должность судебного пристава едины для обеих категорий. Требования эти следующие:

1. достижение 20-летнего возраста;

2. наличие среднего или среднего профессионального образования, а для старшего и главного судебного пристава – высшего юридического образования;

3. способность по своим деловым и личностным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

4. отсутствие судимости либо прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых устанавливаются министром юстиции. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ.

Что касается полномочий – то есть прав и обязанностей судебных приставов – то они различны и напрямую зависят от осуществляемой приставами деятельности.

Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов ориентированы, с одной стороны, на обеспечение безопасности всех участников судебного процесса. С другой – предполагают исполнение законных распоряжений судьи (председательствующего), связанных с обеспечением судопроизводства (см. ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»). Например, в обязанности данной категории судебных приставов входит:

1. обеспечение безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей в суде либо при проведении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда;

2. обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;

3. поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

и т.д.

Правами этой категории судебных приставов являются:

1. при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя - входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

2. при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

3. в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

4. проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

5. в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

6. не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения ФССП лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

7. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП РФ;

8. при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

9. применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

 

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей кардинально отличаются от вышеназванных, поскольку приставы-исполнители решают совершенно иные задачи. Их деятельность заключается в осуществлении исполнительного производства.

Исполнительное производство представляет собой принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий[63].

Исполнительное производство осуществляется на основании следующих принципов:

1. законности;

2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3. уважения чести и достоинства гражданина;

4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Порядок исполнительного производства определен ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.

Для инициирования исполнительного производства в службу судебных приставов представляется заявление взыскателя и исполнительный документ. В качестве исполнительного документа могут выступать:

1. судебные решения (исполнительные листы, судебные приказы, судебные акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов);

2. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

3. удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств (пенсионный фондов, фондов обязательного медицинского страхования и т.д.);

5. акты уполномоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

6. постановления судебного пристава-исполнителя;

7. акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Необходимо отметить, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, могут подразделяться:

1. на требующие немедленного исполнения и не требующие немедленного исполнения;

2. на требования имущественного характера и требования неимущественного характера.

От того, какие именно требования содержатся в исполнительном документе, зависят особенности их исполнения.

После поступления заявления и исполнительного документа судебному приставу-исполнителю он должен принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении. Такое решение должно быть принято в течение 3-х дней со дня поступления исполнительного документа, если он не требует немедленного исполнения. В противном случае решение должно быть принято в течение суток.

После возбуждения исполнительного производства пристав-исполнитель ставит об этом в известность должника.

Следующий этап исполнительного производства имеет место в случаях, когда документ не требует немедленного исполнения и впервые поступил в службу судебных приставов. Этот этап можно определить как предоставление срока для добровольного погашения задолженности (исполнения обязательств). Срок добровольного исполнения устанавливается судебным приставом и не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства[64].

Если в установленный срок должник добровольно погасит задолженность или совершит действия, предусмотренные в исполнительном документе, то исполнительное производство прекращается. В противном случае пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Дальнейший порядок исполнительного производства зависит от того, какие требования – имущественные или неимущественные – содержатся в исполнительном документе. Если в документе содержаться имущественные требования, то пристав-исполнитель обращает взыскание на имущество должника в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для исполнения документов, содержащих неимущественные требования, судебный пристав-исполнитель устанавливает новый срок исполнения. Начиная с этого момента неисполнение должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, влечет наложение штрафа (отдельно за каждый пропущенный срок).

 

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан:

1. принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

2. предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

3. рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

4. брать самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Пристав-исполнитель имеет право:

1. получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

2. проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

3. давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

4. входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

5. арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

6. налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

7. в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

8. объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

9. вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

10. при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

11. при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

12. совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал