Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль оперативно-розыскной деятельности
Как уже было отмечено выше, оперативно-розыскная деятельность требует жесткого контроля со стороны уполномоченных на то органов. Правом осуществления контроля оперативно-розыскной деятельности наделены: 1. Президент РФ; 2. Федеральное Собрание РФ; 3. Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых #M12293 0 9004937 2010401123 2851215321 2005302996 13 2629698864 3154 24254 127081857Конституцией Российской Федерации#S, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Однако, основными органами, осуществляющими контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью, являются прокуратура и руководство соответствующих органов. Прокурорский надзор за исполнением требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. При осуществлении такого надзора главной проблемой является разрешение вопроса о пределах представляемой прокурору информации о проведении оперативно-розыскных мероприятий. С одной стороны, прокурор должен иметь информацию для оценки действий органов, осуществляющих ОРД, и принятия соответствующих решений. С другой – предоставление такой информации может нарушить требования конспирации и поставить под угрозу успех проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия, а также - безопасность отдельных лиц. Для решения этой проблемы законом предусмотрен следующий порядок проведения прокурорских проверок оперативно-розыскной деятельности. По требованию руководители соответствующих органов представляют им: 1. оперативно-служебные документы (включая дела оперативного учета и материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств); 2. учетно-регистрационную документацию; 3. ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом введения о лицах, внедренных в организованные преступные группы; о штатных негласных сотрудниках; о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц. Исключение составляют случаи, требующих привлечения названных лиц к уголовной ответственности. Прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, обязаны обеспечить защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах. Ведомственный контроль оперативно-розыскной деятельности осуществляют руководители органов, наделенных правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти руководители несут персональную ответственность за соблюдение законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Литература раздела:
Основная: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ 2009. № 4. Ст. 445, 2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. 3. Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // РГ. № 204. 14.09.2011 г. 4. Приказ Генерального прокурора РФ 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // «Законность». № 5. 2011 г.
Дополнительная: 1. Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре РФ» (ред. от 21.11.2011).// Ведомости РФ. 1992. №8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878. 2. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17 апреля 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // РГ. № 101. 16.05.2007 г. 3. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 4. Правоохранительные органы: учебник / МВД России ДКО; состав. А.Н. Артамонов и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. 5. Божьев В. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. Изд-во: Юрайт, 2010. 6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Зерцало-М, 2010. 7. Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы: Курс лекция в схемах и комментариях. Изд-во Wolters Kluwer. 2010. 8. Мирзоев Г., Григорьев В. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2010. 9. Правоохранительные органы: Учебник / Под. ред. Ю.К. Орлова. Изд-во: Проспект, 2011. 10.Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008. 11. Черников В.В. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Проспект, 2011. 12. Чернявский А.Г., Кузнецов С.И. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
|