• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (составлять план, конспект,)
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
- Овладение целостным представлением об историческом пути человечества, истории собственной страны в период Средневековья.
- применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий всеобщей истории, в том числе Киевской и Московской Руси,
- способность соотносить историческое время периода Средневековья и его историческое пространство, действия и поступки личностей
- изучать и систематизировать информацию из различных видов источников как по периоду в целом, так и по отдельным темам: Древняя Русь, полит. Раздробленность, Московское государство, читать карту и ориентироваться в ней
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов
Введение. Живое Средневековье 1 час.
Что изучает история Средних веков, дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье», Место истории Средних веков в истории человечества, Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвв.)-5час. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Тема 2. Византийская империя и славяне в V—ХI вв. Византия при Юстиниане-3 часа.
Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Тема З. Арабы в VI—ХI вв.-2ч. Возникновение ислама. Культура стран халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне -2ч.В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе-2 ч. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 6. Католическая церковь в Х1—Х11I вв. Крестовые походы-2 ч Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI—ХV вв.)-5 час. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв- 1ч Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Тема 9. Славянские государства и Византия в ХIУ—ХУ вв.-2ч.
Тема 10. Культура Западной Европы в Х1—ХVвв.—3ч Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века-2 ч Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Введение 1 ч. Предмет Отечественной истории. Исторические источники
Тема1.Древняя Русь VIII- первой пол. XII в (10 ч) Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности. Первые князья. Культура Древней Руси.
Тема2.Русь Удельная в XII-XIII вв. (9 ч).Земли и княжества в период раздробленности. Борьба русских земель с нашествием с Востока и Запада. Культура русских земель.
Тема 3.Московская Русь в XIV-XVI вв. (15 ч.)
Возвышение Москвы. Образование единого Российского государства. Российское государство в XVI веке. Иван IV. Реформы Избранной рады.Ливонская война. Внешняя политика. Литература, живопись, архитектура в XV-XVI вв.
Резерв: 4 ч.
Цели и задачи обучения предмету будут достигнуты через применение элементов технологии развития критического мышления, проектной деятельности, ИКТехнологии. В ходе осуществления образовательного процесса будут реализованы как урочная форма деятельности- типы уроков: урок-игра, практикумы, лабораторные работы, уроки- презентации и защиты проектов, уроки- соревнования, уроки-путешествия, а также внеурочные формы деятельности учащихся-экскурсии, различные социальные акции, выставки творческих работ, игры, Коллективные творческие дела, проектная деятельность, интеллектуальные шоу, праздники, фестивали, конкурсы, театр и т.д. Предпочтительными формами обучения являются парная, групповая, но применяется и индивидуальная самостоятельная форма деятельности.
№
| Тип
урока
| Тема
| Планируемые предметные результаты
| Планируемые метапредметные результаты
| Планируемые личностные результаты
| Характеристика деятельности уч-ся
| Инструментарий оценки
| |
Ученик научится
| Ученик получит возможность научиться
| Познавательные
| Регулятивные
| Коммуникативные
|
|
|
| |
| Комбинированный
| Живое Средневековье
| объяснять смысл терминов «средневековье», «тысячелетие.век.», рисовать схемы
| Сопоставлять свидетельства различных источников об истории Средневековья
| строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
| Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| Слушать и слышать друг друга
| Формирование основ опыта межличностных отношений Формирование интереса к истории
| Ознакомление со структурой учебника.Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.Исследование места эпохи на ленте времени
| Устный контроль вопросов с Кратким ответом (КО).Самооценка
| |
Тема 1 Становление Средневековой Европы VI-XI вв 5ч.
| |
| Изучение нового
| Образование варварских королевств
| Давать определения терминам: феод, феодал, зависимые крестьяне, майордом.
| Высказывать оценочные суждения о деятельности правителей Франкского государства, рассказывать о складывании государства
| устанавливать причинно-следственные связи;
| Формировать рефлексию оценки и самооценки.
| Понимать
возможности
различных
точек зрения,
не совпадающих с
собственной
| Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений
| Определять и показывать на карте направления переселений варварских племен, территории варв.королевств.раскрывать процесс превращения свободных крестьян в зависимых
| Устный контроль.индивидуальный опрос. Вопросы с развернутым ответом (РО)
|
| Комбинированный
| Родовые общины охотников и собирателей
| Объяснять понятия родовая община.называть основные отличия человека разумного от древн. Людей.
| Высказывать суждения о значении открытий древней.людей для разв.чел.об-щества
| создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
| самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
| аргументировать свою позицию
| Умение учитывать позиции партнеров в общении,
|
| Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.
|
| Комбинированный
| Христианская церковь в раннее Средневековье
| Давать определения терминам: духовенство, иерархия, епископ, аббат, пергамен, миниатюра,
| Раскрывать значение церкви в формировании европейской средневековой культуры
| создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
| самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
| адекватное понимание причин успешности –неуспешности учебной деятельности;
| Формирование уважения к культурным и историческим памятникам
| Составлять и объяснять схему устройства христианской церкви в период раннего Средневековья.
| Самоконтроль «Проверь себя».Взаимоконтроль
|
| Изучение нового
| Возникновение и распад империи Карла Великого
| Составлять историч.портрет (характе-ристику)Карла Великого, используя информацию учебника и допол.материал
| Сопоставлять управление Франкским государством при Хлодвиге и Карле Великом
| Уметь строить логическое рассуждение
| Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
| Умение учитывать позиции партнеров в общении,
| Анализировать схемы..работа в малых группах по заданному учителем алгоритму
| Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.
| Устный опрос. Вопросы с РО
|
| Изучение нового
| Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв
| Называть причины, приведшие к феодальной раздробленности в Зап. Европе. Объяснять смысл понятий: сеньор, вассал
| Устанавливать причинно-следственные связи между экономическими и политическими процессами
| Уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| аргументировать свою позицию
| Сформировать эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
| Работа в парах.
| Самоконтроль «Проверь себя». Взаимоконтроль
|
| Контрольное тестирование
| Англия в раннее Средневековье
| Характеризовать занятия, общественный строй народов Северной Европы в ранее Средневековье
| Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы
| ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия
| Слушать и слышать друг друга
| Формировать позитивную моральную самооценку
| Самостоятельная работа
|
|
ТЕМА 2.Византийская Империя и славяне 3 час
|
|
|
7-8
| Защита проектов
| Византия в VI-XIвв
| Называть особенности Византийской империи, опираясь на текст учебника и ист.карту, объяснять систему управления империей и значение категорий культуры
| Сравнивать управление различных типов государств
| осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
| осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
| аргументировать свою позицию
| Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
| Работа в группах: презентация проектов о культуре Византии
| Взаимоконтроль
|
| Изучение нового
| Образование славянских государств
| Объяснять смысл понятий: Вече, князь, славяне,.рассказывать об образе жизни славян
| Объяснять значение деятельности деятелей культуры для развития цивилизации
| создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
| устанавливать целевые приоритеты
| Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
| вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
| Работа в группах: презентация проектов о славянской культуре.
| Взаимоконтроль
|
ТЕМА 3: АРАБЫ В VI-XI ВВ 2 ЧАС
|
| Изучение нового
| Возникновение ислама. Арабский халифат
| Раскрывать значение понятий: ислам, мусульманин, Коран, шариат, халиф рассказывать об образе жизни жителейАравийского полуострова
| Сопоставлять образ жизни людей различных типов цивилизации
| Объяснять явления, процессы, связи и отношения,
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия
| Понимать относительность мнений
| Формирование уважения к культурным и историческим памятникам и людям иной культуры
| Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.
| Беседа.
|
| Контрольное тестирование
| Культура стран Халифата
| Рассказывать о научных достижениях арабских ученых и особенностях исламской художественной культуры Средневековья
| Характеризовать влияние ислама и вклад арабской культуры в мировую
| ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
| Умение задавать вопросы, отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
| межэтническая толерантность
| Объяснять особенности худож.культуры арабских народов. В малых группах презентации выдающихся памятников культуры
| тест
|
ТЕМА 4.ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ 2ЧАС
|
| Изучение нового
| Средневековая деревня и ее обитатели
| Объяснять смысл понятий: вотчина, барщина, оброк, повинности, натуральное хозяйство, сословие
| Анализировать и группировать инф-цию о феодальных отношениях
| осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
| самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
| Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
| Потребность в самореализации
| Составлять схемы
| Тестирование.
Вопросы с ВО
|
| Защита презентаций
| В рыцарском замке
| Рассказывать о воспитании, снаряжении, развлечениях рыцарей
| Анализировать роль замка в культуре Средневековья
| обобщать информацию
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| Приобрести опыт работы в малой группе над общим заданием
| нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
| Составление мини-презентаций об образе жизни рыцарей
| Взаимоконтроль
|
ТЕМА 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 часа
|
| Изучение нового
| Формирование средневековых городов
| Составлять рассказ о мастерской средневекового ремесленника, объяснять термины: цех, подмастерье, шедевр
| Раскрывать влияние изменений в общественной жизни на процесс возникновения объектов
| ставить проблему, аргументировать ее актуальность
| Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
| Понимать относительность мнений
| освоение общемирового культурного наследия
| Составлять рассказ по различным видам источников.Определять по карте центры ремесла
| Тест.самоконтроль
|
| Комбинированный
| Торговля в Средние века. Горожане, их образ жизни
| Объяснять значение понятий: гильдия, ратуша, рассказывать о жизни горожан
| Доказывать, что города явл.центрами новой культуры
| осуществлять сравнение
| самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.
| отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
| вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
| Составлять загадки о городской жизни.Составлять творческие задания для одноклассников
| Взаимоконтроль
|
ТЕМА 6.КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII ВВ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. 2ЧАС
|
| Комбинированный
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
| Объяснять значение понятий: инквизиция, еретик, индульгенция, характеризовать положение 3 сословий
| Определять причины усиления власти политических субъектов
| проводить аналогию
| Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| Слушать и слышать друг друга
| ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация
| Составлять и объяснять схему устройства катол.церкви
| Устный и письменный контроль
|
| Практикум
| Крестовые походы
| Распознавать существенные признаки и интересы сословий в походах
| Решать проблемные и развивающие задачи по теме.Систематизировать информацию
| определять главную тему, общую цель или назначение текста,
| уметь самостоятельно контролировать своё время
| осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
| нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
| Работать с картой: показывать направления походов, сравнивать итоги действий крестоносцев, заполнять таблицу
| Устный и письменный контроль
|
ТЕМА 7.ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАП.ЕВРОПЕ (XI-XV ВВ) 5 час
|
| Изучение нового
| Как происходило объединение Франции
| выделять главные понятия в параграфе, называть причины усиления власти короля
| Анализировать социальные эффекты состояния экономики
| устанавливать причинно-следственные связи
| Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| Устанавливать рабочие отношения в
группе;
| формировать позитивную моральную самооценку,
| Отвечать на вопросы и задавать их.Работа в группах, анализ информации.Вопросы с РО
| Взаимоконтроль
|
| Комбинированный
| Что англичане считают началом своей свободы
| Рассказывать о последствиях нормандского завоевания, об основных положениях Великой хартии вольностей
| Сопоставлять правовые документы различных эпох с современными документами
| Уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
| устанавливать целевые приоритеты
| выражать свои
мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации
| основы социально-критического мышления
| анализировать фрагмент исторического документа и выявлять главное
| Тест с ВО
|
| Изучение и первичное закрепление нового
| Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии
| Называть
исторические факты и события войны.характеризовать причины и итоги восстания крестьян
| Различать причину и повод событий
| ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия
| понимание причин успешности –неуспешности учебной деятельности
| нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
| Переводить информацию из одной знаково-символической системы в другую. Составить тест для одноклассников
| Устный и письменный контроль
|
| Комбинированный
| Усиление королевской власти в к.XV в во Франции и Англии
| Рассказывать об особенностях централизованной власти.освоить понятие абсолютизм
| Анализировать и сравнивать объединительные процессы
| проводить аналогию
| уметь самостоятельно контролировать своё время
| Формулировать собственное мнение
| Опыт межличностных отношений
| Работа в парах с заданиями
| Самоконтроль при коррекции учителя
|
| Изучение нового. Контрольное тестирование
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
| давать определение понятий: Реконкиста, кортесы, инквизиция, аутодафе
| Определять сходство и различия парламентов
| различать темы и подтемы специального текста;
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
| учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
| уважение к истории другой страны,
| Находить по карте необходимые сведения.составлять краткий план параграфа
| тест
|
Тема 8.Германия и Италия в XII-XV вв 1ч
|
| Изучение нового
| Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв
| Рассказывать об отдельных полит.единицах Германии и Италии с использованием иллюстраций
| Анализировать социально-экономическое положение стран
| Обобщать информацию
| сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
| учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
| Освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
| Работа в группах или парах по вопросам с КО и РО
| Самоконтроль при коррекции учителя
|
ТЕМА 8. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ В XIV-XV ВВ. 2 Ч
|
| Изучение нового
| Гуситское движение в Чехии
| Называть причины и итоги народного движения
| Характеризовать отношения общества и церкви
| давать определение понятиям
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| аргументировать свою позицию
| формировать эмпатию как сопереживание выражающееся в поступках, направленных на помощь людям
| Выделять основные понятия параграфаЧтение дополнит.текста
| Устный и письменный контроль
|
| Изучение нового
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова
| Находить и показывать на карте: Балканский п-ов, Болгарию, Сербию.называть причины могущества османов
| Характеризовать последствия падения Византии для европейской культуры
| устанавливать связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
| принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
| организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях
| Решать проблемные задачи. Выполнять схемы
| Ответы на вопросы с КО и РО
|
ТЕМА 9.КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА 3Ч.
|
| Изучение нового
| Образование, научные открытия и изобретения
| Составлять кроссворды по науке и изобретениям
| Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума
| осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
| обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию
| Умение создавать письменный текст с заданными параметрами
| уважения к культурным и историическим памятникам
| Работа с иллюстрациями, учебником-выделять главные понятия, характеризующие открытия
| письменный контроль
|
| Комбинированный
| Средневековая литература и искусство
| перечислять основные достижения худож. Культуры народов средневековья
| Давать самостоятельную Оценку вкладу в мировую культуру
| осуществлять расширенный поиск информации
| устанавливать целевые приоритеты
| адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
| Чувство прекрасного и эстетические чувства
| Составлять экскурсию
| Взаимоконтроль
|
| .Путешествие
| Культура раннего Возрождения в Италии
| Освоить смысл новых понятий: Возрождение, гуманисты
| Выражать мнения о новом человеке с позиций средневекового
| осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношении
| Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| Слушать и слышать друг друга
| Чувство прекрасного и эстетические чувства
| Мини проекты по архитектуре
| Взаимоконтроль
|
ТЕМА 10.НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА 2Ч.
|
| Изучение нового
Комбинированный
| Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
| Составлять и рассказывать «паспорт» страны с помощью учебника: геоположение, столица, население, религия, управление
Объяснять особенности образа жизни народов Африки и Америки
| Систематизировать материал с помощью допол.источников
Показывать уникальность культур
| строить логическое рассуждение,
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
| принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
| адекватное понимание причин успешности –неуспешности учебной деятельности
учитывать разные мнения
| уважение к истории и культуре другой страны,
уважение к истории и культуре другой страны,
| Составлять и рассказывать «паспорт» страны
Составлять сравнительные таблицы
| Самоконтроль при коррекции учителя
тест
|
ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до конца XVI в. (40 ЧАС)
Комбинированный
Комбинированный
называть характерные признаки и особенности верований древних египтян и сравнивать их с современными представлениями
характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; сравнивать с современной культурой
составлять сообщения о древнеегипетских иероглифах
Сравнивать образ жизни соц.групп и исполнять роль в соответствии с избранным персонажем
;
;
адекватное
Сформировать эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
Формирование уважения к культур-ным и исто-риическим монументам
Формировать позитивную моральную самооценку
Составлять схемы, комментировать их
Определять время по ленте времени.
показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;
характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);
характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
анализ документов.показывать на исторической карте пути и направления военных походов; участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов
Пересказыватьтекст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян.
Поиск и представление найденной и осмысленной информации из разнообразных источников
Работа с учебником и представление информации
Составлять творческие задания индивидуально и в парах
Устный опрос
Индивидуальный опрос
Письменный контроль
Устный опрос
Тест
Самоконтроль и групповой контроль
Устный контроль
групповой контроль
тестирование
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Вопросы после параграфа
Устный опрос.взаимоконтроль
взаимоконтроль
Устный опрос.
Устный опрос Задания с кратким ответом
Устный опрос Задания с кратким ответом
Задания с развёрнутым ответом
Устный опрос Задания с кратким ответом
Проверочная работа
Задания с кратким ответом
Задания с развёрнутым ответом
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Составление сравнения
Ответы на вопросы
взаимоконтроль
взаимоконтроль и самооценка и
взаимоконтроль
взаимоконтроль
Устный опрос
Устный опрос
Письменный контроль
взаимоконтроль и самооценка и
Самоконтроль
Устный опрос
взаимоконтроль
взаимоконтроль
Устный контроль
Самоконтроль, вопросы с кратким и развернутым ответом
Устный контроль вопросов с кратким ответом
Устный опрос, самоконтроль
Тест
Самооценка и взаимоконтроль
Наблюдение.самооценка
взаимоконтроль
Защита презентаций
взаимоконтроль
взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Самооценка
Устный опрос
Устный опрос
Взаимоконтроль
Самооценка
Взаимоконтроль
Письменный и устный контроль
|
| Изучение нового материал
а
| Предмет отечественной истории
| Называть исторические источники, характеризо
вать источники по российской истории
| Объяснять своеобразие геополитического положения России
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
| принимать и сохранять учебную задачу
| формулировать собственное мнение и позицию
| Формировать уважение к отечественной истории, понимать значение знаний, сохранять мотивацию к учебной деятельности
| Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Использовать историческую карту для
объяснения своеобразия геополитического положения России
| Тест
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ТЕМА1.Древняя Русь в VIII- первой половине XII в. (10ч.)
| |
| Изучение нового материал
а
| Древнейшие народы на территории России
| Описывать условия жизни, занятия, верования
земледельческих и кочевых племён, народов древних государств
| Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
| давать определение понятиям
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
| аргументировать свою позицию
| Осмысление исторического опыта предшествующих поколений
| Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и
Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
| Взаимоконтроль
| |
| Комбинированный
| Восточные славяне
| Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение.Рассказывать о расселении восточных славян.
| Приводить примеры межэтнических контактов
| давать определение понятиям
| Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
| Освоение националь
ных ценностей, традиций, культуры
| Характеризовать на основе исторической карты расселение восточных славян, природные условия, занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян.
| Самооценка.наблюдение учителя
| |
| Изучение нового материала
| Формирование Древнерусского государства
| Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье
| Раскрывать причины образования Древнерусского государства
| Уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
| обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию
| учитывать разные мнения
| Формировать уважение к истории своей страны
| Работа с иллюстрациями, учебником.картой
| Ответы на вопросы с КО и РО
| |
| Изучение нового материала
| Первые киевские князья
| Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
| Извлекать информацию из исторических источников.Систематизировать материал
| ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
| принимать и сохранять учебную задачу
| адекватное понимание причин успешности –неуспешности учебной деятельности
| вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
| составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».Работать с картой
| Взаимоконтроль
| |
| Комбинированный
| Владимир Святославич. Принятие христианства
| Объяснять смысл понятий митрополит, епископ. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира
| Давать оценку значения принятия христианства на Руси
| ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
| формулировать собственное мнение и позицию
| Развивать способность к определению своей позиции в оценке исторических событий и явлений
| Чтение дополнит. Текста. Составление исторического портрета гос.деятеля
| Взаимоконтроль
| |
37-38
| Исследование
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
| Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.боярин, вотчина, холоп. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси
| Сравнивать деятельность Князя Владимира и Ярослава Мудрого положение отдельных групп населения
| осуществлять сравнение
| обобщать понятия
| учитывать разные мнения
| формировать позитивную моральную самооценку
| Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Выполнять схемы
| Самоконтроль при коррекции учителя
| |
| Защита презентаций
| Культура Древней Руси
| Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие. Составлять рассказ о памятниках древнерус
ской культуры
| Находить особенности древнерусской культуры, находить влияние византийских традиций в культуре
| обобщать информацию
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, понимание культурного многообразия мира,
| Представлять продукт труда одноклассникам.
| Взаимоконтроль
| |
| Защита презентаций
| Быт и нравы Древней Руси
| Рассказывать об образе жизни представителей различных слоёв древнерусского общества
| Освоить способы предъявления презентации
| осуществлять сравнение
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| уважение к культуре своего и других народов
| Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации)
| Взаимоконтроль
| |
| Контроль
| Контрольный урок по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.»
| Объяснять смысл изученных понятий
| Раскрывать сущность общественно-политических отношений Древней Руси
| формулиро
вать ответ на вопрос, воспроизводить существенную информацию по памяти
| самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия
| отображать в письменной речи (описание, объяснение) содержание знаний
| Сохранять мотивацию к учебной деятель
ности, понимать значение знаний
| Письменная работа: ВО, КО, РО
| Самостоятельная работа в формате ГИА (упрощенный вариант)
| |
Тема 2. Русь Удельная в XII –XIII вв. (9ч.)
| |
| Изучение нового материала
| Раздробление Древнерусского государства
| Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.Называть хронологические рамки периода раздробленности
| Раскрывать причины и последствия раздроблен
ности.
| установление причинно-следственных связей;
| Целеполагание, включая постановку новых целей
| выражать свои
мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации
| Развивать способность к определению своей позиции в оценке исторических событий и явлений
| Составлять план-конспект пункта параграфа
| Самооценка
| |
43-44
| Изучение нового материала
| Главные политические центры Руси
| Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского, Новгородско
го, Галицко-Волынского княжеств. Рассказывать о
княжествах
| Характеризо
вать особенности географического положения и социально-политического развития этих княжеств. Выявлять особенности политической жизни Новгородской республики
| осуществлять сравнение
| Целеполагание, включая постановку новых целей
| формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
| Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое
| Составлять характеристики Ю.Долгорукого, А.Боголюбского.Выполнять схемы
| Тест
| |
| Изучение нового материала
| Нашествие с Востока
| Расссказы
вать о военной организации монголов и их завоеваниях
| Объяснять причины успеха монголов
| установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение
| формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения;
| Уважительно отно ситься к партнерам, к личности другого.
| Формировать нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
| Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
| Самоконтроль при коррекции учителя
| |
| Изучение нового материала
| Борьба Руси с Западными завоевателями
| Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище
| Выявлять значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель
| проводить аналогию
| Устанавливать целевые приоритеты
| Уметь убеждать
| уважение к истории своей страны
| Поиск информации из учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы Интернета и др источники
| Ответы на вопросы с ВО и КО
| |
| Комбинированный
| Русь и Золотая Орда
| Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход», иго
| Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды
| давать определение понятиям
| принимать и сохранять учебную задачу
| Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
| Уважать личность и ее достоинства;
| Составлять словарик урока. Завершить составление характеристики Александра Невского.
| Взаимоконтроль
| |
| Изучение нового материала
| Русь и Литва
| Характеризовать политику Литовских князей
| Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель
| установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение
| Целеполагание
| строить речевое высказывание в устной форме
| Формировать уважение к истории и культуре другой страны,
| Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
| Самооценка
| |
| Защита презентаций
| Культура русских земель в XII –XIII вв.
| Рассказывать о достижениях культуры Руси XII –XIII вв.
| Выявлять особенности достижений культуры отдельных княжеств и земель
| обобщать информацию
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| Формировать чувство прекрасного
| готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII –XIII вв., используя Интернет и др источники информации
| Взаимоконтроль
| |
| Контроль
| урок по теме «Русь Удельная в XII –XIII вв.»
| Раскрывать сущность политической раздробленности русских земель
| Характеризовать общее и особенное в процессе раздробленности Руси и Зап.Европы
| формулиро
вать ответ на вопрос, воспроизводить существенную информацию по памяти
| адекватно оценивать выполнение действия
| отображать в письменной речи (описание, объяснение) содержание знаний
| Сохранять мотивацию к учебной деятель
ности, понимать значение знаний
| Выполнять тестовые задания по образцу ГИА
| Тест
| |
Тема 3. Московская Русь в XIV-XV вв.(15ч)
| |
| Изучение нового материала
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
| Называть причины объединения русских земель вокруг Москвы
| Раскрывать следствия объединения русских земель вокруг Москвы
| установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение
| формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения;
| Уважительно отно ситься к партнерам, к личности другого.
| Развивать способность к определению своей позиции в оценке исторических явлений
| Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, территориальный рост Московского княжества. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты
| Самоконтроль при коррекции учителя
| |
| Изучение нового материала
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
| Рассказывать о Куликовской битве
| Раскрывать значение Куликовской битвы.
| устанавливать связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
| принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
| организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Понимать роль личности в истории, формулироватьсобствен
ное мнение, приобретать опыт межличност
ных отношений
| на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского
,
| Взаимоконтроль
| |
| Изучение нового материала
| Московское княжество и его соседи в концеXIV- середине XV вв.
| Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси Объяснять причины и последствия феодальной войны.
| Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы
| установление причинно-следственных связей;
| Целеполагание, включая постановку новых целей
| выражать свои
мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации
| Уметь конструктивно разрешать конфликты.
| Работать с картой.Объяснять, причины победы Василия II Тёмного в феодальной войне.
| Ответы на вопросы с КО и РО
| |
| Изучение нового материала
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
| Называть хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.Рассказывать о личности Ивана III
| Объяснять значение создания единого Русского государства
| осуществлять поиск информации
| устанавливать целевые приоритеты
| строить речевое высказывание в устной форме,
| Осмысление исторического опыта предшествующих поколений
| Составлять исторический портрет Ивана III
| вопросы с КО и РО
| |
| Изучение нового материала
| Московское государство в конце XV- начале XVI вв
| Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
| Выявлять изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
| осуществлять сравнение
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| Развивать способность к определению своей позиции в оценке исторических событий и явлений
| Составлять словарик урока.
| Взаимоконтроль
| |
| Изучение нового материала
| Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв.
| Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью
| Раскрывать роль православной церкви в становлении русской государственности.
| осуществлять сравнение
| самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.
| отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
| Ориентиро
ваться в системе моральных норм и ценностей
| Приводить оценки и роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси
| Тест
| |
57-58
| Изучение нового материала
| Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
| Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне
| Оценивать реформы
1550-х гг
| давать определение понятиям
| принимать и сохранять учебную задачу
| Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
| Уважать личность и ее достоинства;
| Составлять словарь урока и таблицу.
| Взаимоконтроль
| |
59-60
| Изучение нового материала
| Внешняя политика Ивана IV
.
| Рассказывать о военных походах Ивана IV, о росте территорий Московского государства.
| Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия
| установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение
| Целеполагание
| строить речевое высказывание в устной форме
| Формировать уважение к истории и культуре родного края
| Работать с картой. Составлять таблицу.
| Взаимоконтроль
| |
| Изучение нового материала
| Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного
| Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. значение понятий заповедные лета, крепостное право
| Представлять и обосновывать свое отношение к террору на основе анализа различных документов
| обобщать информацию
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Понимать роль личности в истории, формулироватьсобствен
ное мнение, приобретать опыт межличност
ных отношений
| Составлять характеристикуИвана IV. Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о нём. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного
| вопросы с КО и РО
| |
| Защита презентаций
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
| Рассказывать об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
| Освоить способы предъявления презентации
| обобщать информацию
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства., понимание культурного многообразия мира,
| готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII –XIII вв., используя Интернет и др источники информации
| Взаимоконтроль
| |
| Защита презентаций
| Архитектура и живопись в XIV-XVI вв
.
| Описывать памятники культуры, объяснять их назначение
| Умение оценивать достоинства памятников материальной культуры.
| обобщать информацию
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства., понимание культурного многообразия мира,
| проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентация) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
| Взаимоконтроль
| |
| Защита презентаций
| Быт и нравы XIV-XVI вв.
| Описывать быт и нравы различных слоёв населения
| Освоить способы предъявления презентации
| осуществлять сравнение
| Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
| строить речевое высказывание в устной форме
| уважение к культуре своего и других народов
| Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации)
| Взаимоконтроль
| |
| Повторение и обобщение
| обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV-XVI вв.»
| Объяснять смысл изученных понятий
| Высказывать суждения о значении наследия XIV-XVI вв. для современного общества
| определять главную тему, общую цель или назначение текста,
| уметь самостоятельно контролировать своё время
| осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
| нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
| Выполнять контрольные задания по истории XIV-XVI вв. по
образцу ГИА в упрощенном варианте
| Устный и письменный контроль
|
| |
66-67
| Проект
| «Светочи России»
| Освоить основные этапы составления проекта
| Освоить способы предъявления проекта
| осуществлять сравнение
| обобщать понятия
| учитывать разные мнения
| формировать позитивную моральную самооценку
| Определять цели проекта, планировать деятельность, распределять обязанности, поиск информации, презентация и составление вопросов к одноклассникам
| Взаимоконтроль
| |
| Контроль
| Контрольный урок по теме «Московская Русь в XIV-XVI вв.»
| Объяснять смысл изученных понятий
| Умение находить общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.
| формулиро
вать ответ на вопрос, воспроизводить существенную информацию по памяти
| адекватно оценивать выполнение действия
| отображать в письменной речи (описание, объяснение) содержание знаний
| Сохранять мотивацию к учебной деятель
ности, понимать значение знаний
| Выполнять тестовые задания по образцу ГИА
| Тест
| |
| Контроль
| Итоговый контроль по курсу история России с древнейших времен до к.XVI в.
| Объяснять смысл изученных понятий
| Умение находить общие черты и особенности соц-экономич. И политических процес
|