Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая часть. 1.1 Географическое положение:- 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготыСтр 1 из 8Следующая ⇒
1.1 Географическое положение: - 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы. Санкт-Петербург является самым северным городом мира из городов с населением более миллиона человек. Он расположен на северо-западе Российской Федерации, в пределах Приневской низменности, на прилегающем к устью реки Невы побережье Невской губы Финского залива и на многочисленных островах Невской дельты. Ленинградская область - одна из северо-западных областей России. Она расположена на северо-западе Восточно-Европейской равнины и к Финскому заливу Балтийского моря на протяжении 330 км. На западе область граничит по реке Нарве с Эстонией, на северо-западе- с Финляндией, на севере и северо-востоке- с Карелией, на востоке- с Вологодской областью, на юге и юго-востоке- с Новгородской и Псковской областями. 1.2 История: Основание Петербурга знаменовало собой выход России к Балтийскому морю. 1.3 Геология: Санкт-Петербург возник на «мшистых, топких берегах» дельты Невы, лишенных перепадов рельефа. Абсолютная отметка поверхности земли в центре сегодня колеблется от + 2, 5 м до + 3, 5 м. На протяжении 200 лет застройка города велась по строгому регламенту, ограничивающему высоту жилых и общественных зданий уровнем карниза Зимнего дворца (23, 4 м). Этому регламенту мы во многом обязаны тем неповторимым городским пейзажем, который принес Петербургу славу одного из красивейших городов мира. Но этим отнюдь не исчерпывается значение высотного регламента для Санкт-Петербурга. В современном геотехническом понимании регламентирование высоты застройки есть ограничение давления на основание, что было чрезвычайно существенным для сложных инженерно-геологических условий города. 1.4 Рельеф: При общей равнинности, уплощенности и значительности каменной застройки, рельеф СПб контрастен и многообразен. Максимальные высоты на Ю-З города 176 м, в Парголове около 60 м. В городе нет крутых подъемов и спусков, но ощутимо присутствие разновысотных уровней. СПб расположен на различных террасах, камово-моренных холмах и уступах глинта высотой до 50 м., центральная часть города - в приречно-дельтовой зоне с высотами до 6 м. В этих пределах отмечаются три уровня: до 1, 5 м; до 4, 2 м и до 6 м. 1-й уровень - пойменно-пляжевая поверхность, подверженная естественным колебаниям вод, где формируются песчано-глинистые осадки и отсутствует пост. застройка. 2-й – современная плоская поверхность высокой поймы, хотя бы раз в столетие заливаемая водой: все острова дельты и узкие полоски вдоль широтного участка р. Невы выше дельты, а также вдоль побережья Финского зал. Большая часть этой террасы застроена, а рельеф изменен из-за подсыпки грунта и рекультивации. Внешняя граница этого уровня - заметное повышение, видимое вдоль Петергофского шоссе, просп. Стачек, у Московских ворот, близ стыка Загородного и Владимирского проспектов. 3-й - возможно повышенный уровень той же литориновой террасы, но не подвергающийся наводнениям. Характерная особенность поверхности - сильная заторфованность и заболоченность (при строительстве болота засыпаны). Другой особенностью рельефа является наличие мощных косовых образований - валообразно-грядовых возвышений, сложенных песчано-гравийным материалом. Все неровности современного рельефа были сформированы после ухода ледника последнего оледенения 12-10 тыс. лет тому назад. Следы остановок ледника видны к Ю и С от СПб. Фундамент Русской платформы, в пределах которой находится Ленинградская область, сложен диабазами, гнейсами и гранитами. Эти древние кристаллические породы выходят на поверхность лишь в некоторых местах на севере Карельского перешейка. В целом для нынешнего рельефа Ленинградской области характерны небольшие перепады высот. Плоские равнины то прорезаются глубокими речными долинами, то сменяются грядами холмов. Наиболее поднятые районы края – Вепсовская возвышенность (около 300 м над уровнем моря), Тихвинская гряда с высшей точкой 270 м, центральная часть Карельского перешейка (Лемболовские высоты – до 200 м). Небольшие возвышенности – Пулковская, Дудергофская, Колтушская, Парголовская – окружают лежащий в Невской дельте Петербург. Наименьшие высоты характерны для прибрежной низины Финского залива, Приневской и Вуокской низин и Приладожской впадины. Своеобразие геологического строения этого края – в его «распадении» по руслу Невы на две зоны, соответственно принадлежащие Балтийском щиту и Русской плите восточно-европейской платформы. Разнонаправленные по отношению к уровню моря (одна поднимается, друга, напротив, идет вниз), они захватывают в своем движении невские берега, провоцируя проявляющуюся время от времени в северной столице сейсмическую активность – редкое в этой части материка явление. Полезные ископаемые: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок
1.5 Гидрология: Кол-во рек, каналов, ручьев в черте города – 40. 1.6 Климат: характеризуется умеренно-теплым влажным летом и умеренно-холодной зимой. Среднегодовая температура 5, 3 °C Средняя температура июля 18, 1 °C Средняя температура января -6, 3 °C Среднегодовая сумма осадков - 634 мм. Преобладающие направления ветров - западное, юго-западное и южное. Продолжительность периода со средней суточной температурой воздуха выше 5С на востоке области примерно 160, а на юго-западе- 170 дней. Для области характерна высокая облачность. Вся территория Ленинградской области находится в зоне избыточного увлажнения. Относительная влажность воздуха всегда высокая (от 60% летом до 85% зимой). Устойчивый снежный покров лежит около 127 дней на юго-западе области и до 150-160 дней на северо-востоке. 1.7 Почвенные условия: Почвы в естественном состоянии сохранились только за пределами городской застройки СПб, в отчасти измененном виде - в его садах и парках. Почвы окрестностей СПб имеют пестрый состав, зависящий от климата, материнских пород, дренажа, микроклимата, растительности. Встречаются почвы разного механического состава: средне- и легкосуглинистые на морене и на озерно-ледниковых глинах и суглинках; супесчаные и песчаные на озерно-ледниковых супесях и на аллювиальных песках. Часто почвы содержат значительное количество валунов. Каменистость почв достигает 60-80 м3/га, а на Карельском перешейке - до 200-500 м3/га. Чаще встречаются средне- и легкосуглинистые почвы, более богатые калием и кальцием по сравнению с супесчаными и песчаными. Наиболее плодородны суглинистые почвы на карбонатном основании, которые наблюдаются на Ижорском плато. Супесчаные и песчаные почвы в основном развиты на Карельском перешейке, в Приневской низменности, в предглинтовой части на южном побережье Финского залива. По происхождению чаще всего почвы подзолистые - они образуются под лесами, главным образом хвойными. Степень оподзоленности зависит от величины промыва и состава материнских пород. Преобладают средне- и сильноподзолистые почвы, бедные перегноем и с повышенной кислотностью. Сильноподзолистые почвы формируются обычно на суглинках, в низких местах, под еловым лесом; среднеподзолистые - на более высоких местах. Где сильнее дренаж, на песках и супесях, плохо удерживающих влагу (чаще всего под сосняками) в условиях холмистого рельефа развиваются более плодородные слабооподзоленные почвы, каких много на Карельском перешейке. Встречаются дерново-подзолистые, образующиеся при значительной травянистой растительности: на лесных вырубках, в местах с редким смешанным и мелколиственным лесом. В пределах Ижорской возвышенности часто встречаются дерново-карбонатные почвы. В низинах и на плоских участках местности при слабом стоке и дренаже, а иногда и при высоком уровне грунтовых вод, образуются почвы болотного типа, довольно широко распространенные в окрестностях СПб и на его территории до застройки. Ныне они хорошо видны на Ю-З и в р-не оз. Долгого и р. Каменки. В этих почвах при избыточном увлажнении и затрудненном доступе кислорода не происходит полного разложения органических веществ и они накапливается в виде торфа в верхнем слое. Другой характерный признак таких почв - наличие сизо-ржавого глеевого горизонта, бесструктурного, с низкой пористостью, препятствующего развитию растительности. По степени накопления торфа и оглеенности в почвах болотного типа различают подзолисто-глееватые, торфянисто-подзолистые глеевые, торфяно-глеевые, болотные торфяные. Многие из этих почв при осушении становятся достаточно плодородными, напр., в Приневской и Приладожской низинах. На луговых террасах, заливаемых в половодья, из речных наносов формируются богатые перегноем аллювиальные почвы, но они имеют малые площади и встречаются редко в низовьях рек Волхова, Луги, Свири. Большая часть почв окрестностей СПб благоприятна для лесных растений, но для получения хороших урожаев сельскохозяйственных культур их естественного плодородия недостаточно: необходимы внесение удобрений и дополнительный дренаж. В черте города почвы под зелеными насаждениями сильно загрязнены тяжелыми металлами.
1.8 Растительные условия: Ленинградская область располагается в лесной зоне, на юге подзоны тайги, в месте ее перехода в подзону смешанных лесов. Болота занимают свыше 3% территории СПб. Заболоченность района — примерно 8—10 %. В Ленинградской области больше распространены верховые и переходные болота. Искусственные зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, посадки на кладбищах и др.) занимают св. 15 тыс. га. Кроме местных лиственных пород (береза, липа, дуб, ясень, вяз и др.) высажено свыше 50 видов интродуцированных деревьев (лиственница, ель колючая, пихта, конский каштан, клен гиннала) и кустарников (боярышник, свидина, снежноягодник, сирень и др.).
1.9 Животный мир: Хозяйственная деятельность людей сильно сказалась на составе животного мира Ленинградской области, количество животных и их распределение. Животный мир слабо заселенных северных и северо-восточных районов области значительно богаче, чем более освоенных западных и юго-западных районов и тем более окрестностей СПб.
Значительную роль в рыбном промысле играют проходные рыбы, обитающие в море, но заходящие в реки для размножения.
1.10 Экология: Серьёзную опасность для проживания в крупных городах представляет усиливающееся загрязнение воздуха. В результате применения в промышленности, а также образования в процессе различных производств больших количеств токсических веществ, неполного использования исходного сырья, в окружающий воздух выбрасываются массы загрязняющих веществ. Одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха является автотранспорт, в выхлопных газах которого содержатся такие вредные и даже ядовитые вещества, как оксид углерода, свинец и т.д. С ростом благосостояния жителей растёт количество автомобилей и, следовательно, увеличивается концентрация отравляющих веществ в воздухе. Сейчас в Петербурге на одного человека приходится 60 кг вредных веществ, а к 2012 году, когда автомобильный парк города вырастет до 1, 9 миллионов автомобилей, эта цифра возрастёт до 75 кг. Экологическую ситуацию в Петербурге можно назвать критической. Самой чистой точкой в центре Петербурга оказалась площадь Восстания, т.к. благодаря «розе ветров» она хорошо проветривается, а самым грязным местом - угол Невского проспекта и Садовой улицы. В условиях такого большого города, как Петербург, опасные вещества, загрязняющие воздух - оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, пыль, диоксид серы, хлорорганические соединения, полициклические углеводороды, тяжёлые металлы, радионуклиды и обладающие способностью к повышению своей токсичности и очень устойчивые в окружающей среде вызывают многие заболевания. С поверхности тела и через дыхательные пути химические загрязнители проникают внутрь и оказывают болезнетворное действие. Одним из самых важных и действенных условий улучшения экологии Петербурга являются зелёные насаждения, без которых создать даже минимальный экологический комфорт в крупных городах невозможно. Для уменьшения загрязнённости воздуха продуктами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей необходимо строительство вокруг Петербурга кольцевой дороги, чтобы потоки грузового транспорта, следующие транзитом через город, не заезжали в центр Петербурга. Улучшит обстановку и строительство обходной магистрали в центре города, внутригородской центральной дуговой дороги, транспортных развязок на левобережном съезде с Большеохтинского моста и на правобережном съезде с Ушаковского моста. Экологически опасные предприятия, не сокращающие выбросы до нормативных, нужно либо закрыть, либо выводить за пределы городской черты. Для измерения степени загрязнённости атмосферного воздуха в районах Петербурга работают 17 автоматических станций, которые расположены в 14 административных районах, две метеорологические станции и две передвижные лаборатории мониторинга загрязнения. Благодаря розе ветров наиболее чистые кварталы Калининского района - северные (Гражданский проспект), Уровень загрязнения воздуха возрастает от метро «Академическая-Политехническая» в сторону Арсенальной набережной. Особенно загрязнён воздух над Пискарёвским проспектом, где проходит большое количество большегрузного транспорта. Промышленные предприятия Красногвардейского района вносят основную часть загрязнения воздуха города ацетоном и толуолом. Сильно загрязняют воздух также большое количество железных дорог в районе. Максимальное загрязнение воздуха над Заневским проспектом, проспектом Шаумяна, Якорной улицей, проспектом Маршала Блюхера и частью проспекта Энергетиков. Одна из самых благополучных по состоянию воздуха обстановка в Приморском районе Петербурга. Ветра приносят сюда чистые воздушные массы с Курортного района и выбросу в атмосферу здесь относительно незначительные. Экологическая обстановка по концентрации радона в воздухе в городе не самая лучшая. 1.11 Экономика: Санкт-Петербург — один из важнейших экономических центров Российской Федерации. Экономика города базируется в основном на промышленности и туризме. По итогам 2004 года город занял четвёртое место в России (после Москвы, Тюменской области и Московской области) по объёму валового регионального продукта (ВРП). В 2006 году в Санкт-Петербурге состоялся саммит «Большой восьмёрки». Саммит проходил в Константиновском дворце в Стрельне с 15 по 17 июля 2006 года С 1997 года в Санкт-Петербурге проводится ежегодный экономический саммит России и стран СНГ — Петербургский международный экономический форум — важнейшее международное экономическое и политическое мероприятие в Восточной Европе. Основа промышленности Санкт-Петербурга — тяжёлая индустрия. В городе работают такие гиганты машиностроения, как Кировский завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток (все три предприятия входят в компанию «Силовые машины»), Ижорские заводы (Колпино, компания «ОМЗ»), Невский завод и др. Развито транспортное машиностроение: «Вагонмаш» (выпускает пассажирские вагоны для железных дорог и электровагоны для подвижного состава метрополитена), Петербургский трамвайно-механический завод, сборочный автобусный завод «Скания-Питер». Санкт-Петербург — крупнейший российский центр военного и гражданского судостроения и судоремонта: работают заводы «Северная верфь», Балтийский завод, Адмиралтейские верфи, Канонерский завод, Невский судостроительный завод.Также развито станко, приборостроение, производство оптики (ЛОМО), электроприборов (Ленинградский электромеханический завод) и электронной техники. Развита чёрная (Ижорский трубный завод компании «Северсталь») и цветная металлургия (завод «Красный выборжец»), химическая, лёгкая, полиграфическая промышленность. Существенную роль в экономике города играет туристический бизнес, связанный с приёмом гостей из России и зарубежных стран, а также связанная с этим экономическая активность в сфере обслуживания. В городе работает множество крупных и небольших отелей (в том числе гостиницы «Гранд Отель Европа», «Гранд Отель Эмеральд», «Астория», «Коринтия Невский Палас Отель», «Прибалтийская», «Пулковская», «Санкт-Петербург», «Москва», «Россия», «Октябрьская», «Азимут Отель Санкт-Петербург» и др.), Население Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург — 4-й по численности город Европы и второй по численности город Европы, не являющийся столицей государства, центр Санкт-Петербургской городской агломерации. Численность населения Санкт-Петербурга по состоянию на 2008 год составляет 4 581 854 жителей. С начала 90-х наблюдается устойчивая депопуляция (в 1990 году население города составляло более 5 млн человек). Транспорт: Санкт-Петербург — крупнейший транспортный узел северо-запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеется крупные морской и речной порты; аэропорт Пулково. Санкт-Петербург — важнейший центр автомобильных перевозок, находящийся на пересечении транспортных путей, соединяющих Скандинавию и Европу, центральные районы России и страны Балтии. Автомобильные магистрали связывают Петербург с Москвой и финской границей (трасса М10 «Скандинавия»), с эстонской границей (трасса М11 «Нарва»), с Мурманском (трасса М18 «Кола»), с Псковом и белорусской границей (трасса М20) и др.
|