Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инстинктивное поведение животных. Развитие представлений о взаимосвязи инстинкта и научения в истории зоопсихологии.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Древние уже задумывались над тем, есть ли у животных душа. Платон считал, что всё поведение животных определяется влечениями. Аристотель считал, что души животных смертны, в отличие от человеческих душ, но всем живородящим животным с красной кровью присущи те же 5 чувств, что и человеку. На основании наблюдений Аристотель обосновал представление об индивидуальном приобретении определённых компонентов поведения. У стоиков впервые появляется понятие инстинкта – прирождённое, целеустремлённое влечение, направляющее животного на приятное, полезное и уводящее его от опасного, вредного. По Хризиппу, инстинктивное поведение осуществляется животными без участия разума (которого у животных нет), без понимания смысла своей деятельности, на основе врождённых знаний. Сенека указывал на однообразие форм и результатов прирождённого поведения животных. Т.о. уже во времена античности и средневековья уже поднимались проблемы врождённого и приобретённого, инстинкта и научения, обсуждалась роль внешних и внутренних факторов психической активности животных. К концу 18 века – рост интереса к психике животных. Ламеттри считал инстинкты совокупностью движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта; применял сравнительный подход к изучению психической деятельности животных. Показал прогрессивное усложнение психических способностей по направлению к человеку. Кондильяк считал, что инстинкты произошли из разумных действий путём постепенного выключения сознания. Леруа возражал и высказывал мысль о происхождении человеческого разума от инстинкта животных. Бюффон высказал мысль о приспособительном значении психики и о том, что психические качества животных не менее важны, чем их физические качества. Т.о. в результате пришли к выводу, что сложные действия животных являются результатом сочетания врождённых природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек. По мере развития эволюционной теории вопросом о взаимодействии врождённого и приобретённого у животных интересуются всё больше. Ламарк считал инстинкт наклонностью, возникшей на основе потребностей, принуждающей к выполнению действий без всякого участия мысли и воли. Инстинкты возникли в процессе эволюции в результате длительных воздействий на организм определённых агентов среды. Потребности порождают привычку, привычка переходит в инстинкт. Генетическая передаваемость привычек и инстинктов. То есть Ламарк видел в инстинктах не какую-то сверхъестественную силу, а естественные реакции организма на воздействия среды, сформировавшиеся в процессе эволюции. Рулье видел первопричину происхождения психических качеств и особенностей животных во взаимодействии организма с условиями жизни. Инстинкт – это сформировавшаяся на протяжении истории вида, выработанная условиями наследственная реакция на определённые воздействия среды. В индивидуальной жизни инстинкты могут изменяться в результате накопления опыта. Надо понимать, что под “инстинктом” понимали самые разнообразные проявления животных. Дарвин много внимания уделил проблеме инстинкта. Инстинкт – акт животного, который выполняется им без предварительного опыта или одинаково многими особями, без знания с их стороны цели, с которой он производится. Происхождение инстинктов Дарвин объяснял естественным отбором. Прогресс умственных способностей Дарвин объясняет тем, что отдельные части мозга мало-помалу утратили способность отвечать на ощущения инстинктивным способом. 37. Экспериментальное сравнительное изучение раннего онтогенеза детей и детёнышей человекообразных обезьян. Локомоторные движения у шимпанзе развиваются быстрее, чем у ребёнка, но в той же последовательности (поднимание головы 3мес/3мес; самостоятельное хождение 64мес/25 мес). Но при этом ребёнок выхаживается родителями, а шимпанзе рождается в стае. Важно воспитывать: наследника одного из немецких князей Каспара Хаузера с детства до 17 лет держали в темнице и с ним никто не разговаривал; в результате на свободе он с трудом ходил и сумел сказать только 1 фразу. Были проведены эксперименты по воспитанию шимпанзе в домашних условиях. Супруги Келлог воспитывали шимпанзе Гуа совместно с сыном. Дети вместе играли. Шимпанзе хуже научалась подражать ранее неизвестным движениям. Дети дружили. Гуа любила играть с детьми, но не любила, когда на неё показывали пальцем и смеялись (проявляла агрессию). Смех – с 8 месяцев. Эмоциональные выражения радости, облегчения. Кашель, смех, храп ночью J. Гуа неспособна произнести “папа”. Вначале Гуа лучше понимала слова, потом Дональд (сын) перегнал её. Научили носить одежду, чистить зубы, включать свет, сидеть на стуле. Ладыгина-Котс взяла на 2 года полуторагодовалого шимпанзе Иони. Игры, в основном деструктивного характера. Экспериментальные игры (с водой). Собирание предметов и объединение их по разным признакам. Разглядывание мира через цветную клеёнку. Мучил маленьких животных, не любил детей, тараканов давил рукой через тряпку. Когда рядом никого не было, практически не играл – нужна компания. Тоже эмоции радости. Ладыгина-Котс позже наблюдала за своим сыном и отметила сходство изменений мимики. Иони понимал ряд предложений типа “иди в клетку”, “иди ко мне”, “горячо”. Воспитание шимпанзе сводится к выработке условных рефлексов и навыков. Подражание. Рисование на бумаге не продвигается дальше линий.
|