Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. П. Крымов






Ф. В. Ковалев

 

Золотое сечениев живописи

Допущено
Министерством культуры УССР

в качестве учебного пособия
для художественных институтов

и училищ

КИЕВ

ГОЛОВНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ИЗДАТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ВЫЩА ШКОЛА»


ББК 85.14я7
К56

УДК 75(07)

Рецензенты: ст. науч. сотр., канд. физ.-мат. наук В. М. Петров
(Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Мин-
культа СССР и АН СССР), канд. искусствоведения Г. Я. Скляренко
(Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского
АН УССР), доц., канд. техн. наук П. Е, Шпара (Харьковский институт ин-
женеров коммунального строительства)

Редакция литературы по машиностроительному комплексу
Редактор Е. В. Алексейчук

Ковалев Ф. В.

К56 Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие.— К.: Вы-
ща шк. Головное изд-во, 1989.— 143 с, 90 ил., табл.—
Библиогр.: 77 назв.

ISBN 5—11—001336—5.

Изложены закономерности формообразования в природе и искус-
стве, зрительного восприятия и композиционного построения изобра-
жения. Показана роль золотого сечения. Даны рекомендации по прак-
тическому применению золотой пропорции при создании целостной
гармонической формы, наиболее полно выражающей содержание про-
изведения живописи и удовлетворяющей потребность человека в пре-
красном.

Для художественных институтов и училищ.

, 4903020000—125

КМ211(04)-89 541-89 ББК 85.14я7

ISBN 5—11—001336—5 © Издательское объединение

«Выща школа>, 1989


Предисловие

Я хочу сократить вам путь долгих и тяжелых исканий.

Н. П. Крымов

Опыт преподавания рисунка, живописи и композиции в художествен-
ных институтах и училищах убедительно показывает, что теоретические
положения этих дисциплин, особенно композиция, разработаны недостаточ-
но. Многие понятия и определения, положенные в основу их преподавания,
толкуются неоднозначно. Каждый художник-педагог полагается на свой
личный опыт, на опыт своих учителей и неизбежно вносит в обучение долю
субъективизма.

Научные знания по математике (геометрия и перспектива), физике
(свет и цвет), анатомии и физиологии человека (строение и работа глаза
и мозга), психологии (восприятие цвета и его воздействие на человека),
получаемые учащимися на занятиях по общеобразовательным предметам,
мало увязываются или не увязываются вовсе с обучением по специальности
художника.

В процессе подготовки художника большие надежды возлагаются на
природную одаренность учащихся, степень усвоения и выполнения заданий
по специальным предметам, но недооценивается роль выработки стройной
системы научных знаний и материалистического мировоззрения. Поэтому
при выходе из стен учебного заведения молодой художник не получает
прочных основ в системе понятий профессионального и мировоззренческого
характера, что отрицательно сказывается на его творческой работе.

Многие годы усилия автора данного учебного пособия были направлены
на поиски и обоснование научных, объективно обусловленных понятий тео-
рии композиции и методов построения изображения. Огромное внимание
было обращено на необходимость естественного слияния знаний и худо-
жественных навыков, чутья художника и разума. Видное место заняло рас-
смотрение закономерностей зрительного художественного восприятия, вы-
текающих из строения и работы глаза и мозга человека, связанных с ними
законов пропорции, симметрии и ритма, гармонизации формы произведения
искусства, единства формы и содержания как проявления единства мате-
риальности мира, когда мысли, идеи, чувства и деяния великих ученых и
художников, по образному выражению писателя В. А. Чивилихина ', рас-
сматриваются как сияющее цветение материи. При рассмотрении роли
пропорции и симметрии в гармонизации формы особое внимание уделено
золотому сечению.

Основу данной книги составляет цикл лекций «Золотое сечение в жи-
вописи», прочитанных в Киевском государственном художественном инсти-
туте и оформленных в курс по теории композиции.

Автор глубоко признателен руководству Киевского государственного
художественного института, проректору по научной работе доценту Криво-
лапову Михаилу Александровичу за неоценимую помощь, оказанную в под-
готовке учебного пособия «Золотое сечение в живописи».

1 Чивилихин В. А. Память//Роман-газета.— 1985.—№ 4.— С. 94.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал