Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение композиции






Считается, что первым употребил слово «ком-
позиция» по отношению к произведению искусства
итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Ран-
него Возрождения, живописец и архитектор Леон
Баггиста Альберти (1404—1472), считавший, что
композиция — это такое разумное основание живо-
писания, благодаря которому части видимых вещей

1 См.: Школа изобразительного искусства: Вып. 1.—М.,
I960.- С. 5.


 


 



складываются в картину. В последующие столетия,
и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпыва-
ющее определение композиции не прекращаются.
Приводим некоторые из них.

Композиция есть такое сопоставление отдельных форм,
при котором они связываются в новое целое высшего порядка.

Ф. Шмит

Композиция... в литературе и изобразительных искусст-
вах— построение произведения, соотношение отдельных частей
(компонентов) произведения, образующих единое целое.

Словарь иностранных слов

Все виды искусства... характеризуются наличием такой
важнейшей стороны художественной формы, как композиция.

В. Ванслов

Композиция — главная форма произведения искусства.

Н. Волков

Народный художник СССР Е. А. Кибрик в
1961 г. сетовал, что, когда в Академии художеств
разрабатывались программы по композиции, не
удалось найти приемлемой для всех формулиров-
ки, что есть композиция.

Выработке научного определения термина
«композиция» в значительной мере мешает утвер-
дившееся в практике художников различное упо-
требление этого слова. Композицией называется
учебный предмет в художественном институте или
училище. Композицией называют тематическую
картину, в отличие от портрета, пейзажа и натюр-
морта. Еще больше усложнило определение компо-
зиции стремление объединить в одном слове поня-
тия единства содержания и формы художественно-
го произведения. В программе по композиции для
художественно-графических факультетов педагоги-
ческих институтов можно прочитать, что в настоя-
щее время понятие «композиция» рассматривается
как явление диалектическое в своей сущности, так
как оно впитало в себя и структурную организа-
цию художественного образа, и систему идейно-
тематических и формально-пластических связей и
зависимостей, и важнейшие закономерности по-
строения художественного произведения, процесса
его создания и восприятия. Эти основные уровни
понятия «композиция» являются и основными на-
правлениями формирования навыков композицион-
ной деятельности.

О трудностях нахождения окончательного опре-
деления термина «композиция» свидетельствуют и
попытки Е. В. Шорохова дать это определение в
учебнике «Композиция», предназначенном для сту-
дентов художественно-графических факультетов


педагогических институтов. Он пишет: «...Более
полное определение понятия «композиция» будет
звучать так: «Композиция произведения изобрази-
тельного искусства есть главная художественная
форма произведения изобразительного искусства,
объединяющая все остальные формы, характери-
зующаяся как целое с фиксированными, законо-
мерно связанными между собой и с целыми частя-
ми (элементами), в котором ничего нельзя пере-
местить или изменить, от которого ничего нельзя
отнять и к которому ничего нельзя добавить без
ущерба художественному образу, это целое, нахо-
дящееся в неразрывном единстве со смыслом (иде-
ей, содержанием) произведения» '.

К множеству определений какого-то понятия
приходят всякий раз не только в изобразительном
искусстве, но и в других областях культуры, когда
нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы
не заблудиться в дебрях словотворчества, остано-
вимся на академическом определении понятия
«композиция».

Композицияэто строение формы произведе-
ния искусства, направленное на раскрытие замыс-
ла автора.
Композиция (от лат. compositio — со-
ставление, связывание)— это построение произве-
дения искусства, обусловленное его содержанием,
характером и назначением и во многом определяю-
щее его восприятие.

В высшей степени целесообразным является
ознакомление с высказываниями о композиции из-
вестных советских художников и теоретиков искус-
ства, в которых чувствуется биение пульса време-
ни, прозрение и стремление к истине. К. Ф. Юон
отмечает, что продуманную и завершенную ком-
позицию рассматривают как образную формулу,
в которой приведены к смысловому и формально-
му единству все части картины. В. Ванслов гово-
рит, что закономерности композиции существенно
различаются в архитектуре и живописи, музыке и
поэзии. Но композиция как план и схема построе-
ния произведения, как соотношение и организация
его разделов, частей, персонажей и так далее, как
соподчииенность целого и его элементов присуща
художественной форме произведения любого вида
искусства. Композиция есть завершенная целост-
ность, определенная смыслом произведения, утвер-
ждает Н. Волков.

1 Шорохов Е. В. Композиция.—М., 1986.—С. 10—11.



Приводим ряд примеров по определению поня-
тия композиция, высказанных художниками и тео-
ретиками искусства.

Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась ком-
позиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были
написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не
найдут свое место в картинном пространстве, в композицион-
ном ряду.

В. Леняшин

Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в
композиции обязательно должно быть нечетное число фигур.
Я это запомнил — что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что
«неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного
числа фигур, так как четное число легче распадается на рав-
ные части.

Е. Кибрик

Композиция есть творческая организация картины. Ни в
коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов
на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж,
изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное
небо, является картиной, не имеющей композиции... На самом
деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю
уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины —
все это элементы композиции.

Н. Крымов

Композиция — это всегда построение (цветовое, линейное
и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция — это всег-
да толкование сюжета.

Н. Волков

Со временем убеждаешься, что в основе всякого творче-
ства лежит композиция, что все начинается и кончается ею,
что в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она
может быть элементарной, а может быть выверена математи-
ческой логикой, подчинена интуиции художника....Композиция
удовлетворяет меня тогда, когда и образно-смысловой строй,
и декоративно-пластические задачи находятся в органическом
взаимодействии.

В. Сидоров

Наше время — век композиции. Если раньше она по су-
ществу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом
картины (предусматривала размещение фигур и интерьера в
формате картины), то теперь значение и понимание композиции
изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в на-
броске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов —
это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персона-
х< ей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства цело-
стности.

С. Григорьев

Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего
ночувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе
создания вещи я главной для себя считаю композицию. Без
нее картина не может существовать, даже когда верно найдены
цветовые отношения и выражено состояние. Искать компози-
цию—для меня это значит прежде всего внутренне органи-
зовать холст, определить его структурный костяк, его основу.

Э. Браговский


Вопрос о композиции является труднейшим, узловым во-
просом.

Б. Иогансон

...«Вопросы композиции» по-прежнему остаются лишь «во-
просами»....Уже намечен верный путь к теоретическому раз-
решению этого сложного вопроса; но единого взгляда на ком-
позицию все еще нет, нет и установившейся методики обуче-
ния композиции.

М. Эткинд

Отнюдь не способствует расцвету тематической картины и
медленно совершенствующееся преподавание композиции, осо-
бенно многофигурной, в наших вузах.

Е. Калинин

Число примеров определений композиции, дан-
ных художниками и теоретиками искусства, можно
легко продолжить. Из них все же следует, что
композицияэто строение, взаимосвязь частей,
обеспечивающая целостность изображения, направ-
ленная на раскрытие содержания, идеи произве-
дения.

Содержание художественного произведения
возникает в голове художника как замысел; иногда
оно диктуется заказчиком, конкурсной программой
и так далее, а композиция создается художником,
строится форма. Когда возникает единство содер-
жания и формы, тогда возникает завершенная це-
лостность — картина, скульптура, офорт. Содержа-
ние картины сочиняется, композиция строится.
В итоге — это единое целое. Работать над фор-
мой— значит работать над содержанием, и наобо-
рот. Логика художника — это сочинение; интуи-
ция его — это геометрия холста, ритмы, пропорции,
отношения, потому что глаз и мозг его — неосоз-
нанная геометрия, измерение. Всякое познание
есть чувственное измерение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал